Рабочая прграмма коррекционно-развивающий курс Логопедическае занятия для обучающихся с РАС (вариант 8.2)

Утверждена
Педагогический совет
Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Утверждена и введена в действие приказом
директора
от 30.08.2023 г. №248-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ
КУРС «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТЕСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2) НОО
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы № 151 с углубленным изучением
отдельных предметов

г. Екатеринбург 2023
1

Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.1.
Общая
характеристика
коррекционно-развивающего
курса
«Логопедические занятия» ............................................................................... 6
1.2. Описание места коррекционного курса в учебном плане ........................ 7
1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса ...................................................................................... 8
2. Планируемые результаты коррекционной работы ..................................... 11
3. Содержание коррекционного курса .............................................................. 12
4.Тематическое планирование .......................................................................... 14
1 класс .............................................................................................................. 14
2 класс .............................................................................................................. 17
3 класс .............................................................................................................. 20
4 класс .............................................................................................................. 23
5. Перечень учебно-методического обеспечения ............................................. 25

2

Пояснительная записка

1.

Программа логопедической работы составлена в соответствии с
ФГОС для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу,
адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с
расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом
требований следующих нормативных документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»



№ 273-ФЗ;


Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19

декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»;


АООП для детей с РАС;



Постановления Главного государственного санитарного врача РФ

от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых
часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным
нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в
том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации,
нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности.
Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными
методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с
расстройством

аутистического

спектра

наблюдается

недостаточное

использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это
обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей,
недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
3

Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает
основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям
происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром,
следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный
комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Цели программы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с

•

аутичным ребенком;
максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося,

•

способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации ребенка;
повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

•

Задачи программы:
1.

Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.

2.

Обучать его простым навыкам речевого контакта:

•

развивать коммуникативные навыки посредством повышения

уровня общего речевого развития учащегося, использование мимики и жестов
в общении.
•

обогащать и активизировать словарный запас,

3.Развивать устную речь:
•

развивать

артикуляционную

моторику

и

фонематические

процессы;
•

формирование правильного физиологического дыхания;

•

создавать

условия

для

формирования

правильного

звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из
индивидуальных особенностей учащихся;
•

развивать грамматический строй речи;

•

развивать фразовую и связную речь.

4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):
•

формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
4

создавать базу для успешного овладения навыками чтения и

•

письма;
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память,
мышление.
Формировать

6.

пространственно-временные

представления

и

понятия.
7.

Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и

кистей, а также общей моторики.
Программа

логопедических

занятий

имеет

под

собой

методологические и теоретические основания. В качестве таких оснований
могут

выступать

принципы,

определяющие

построение,

реализацию

программы и организацию работы по ней:
•

гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного,

позитивного подхода;
•

системного подхода -рассмотрения ребёнка как целостного,

качественного

своеобразного,

динамично

развивающего

субъекта;

рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами
психического развития;
•

реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и

ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы
•

деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей

работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
•

индивидуально-дифференцированного

подхода

-

изменение

содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
•

системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих

воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и
грамматический строй речи.

5

1.1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия»
У

детей

с

РАС

нарушенной,

прежде

всего,

оказывается

коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей
с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной
функции

речи;

выраженная

стереотипность

речи;

склонность

к

словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль
эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с
аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть
скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической
организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная
функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что
речевое развитие детей с РАС достаточно вариативно, и чаще всего зависит от
глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к
окружающему миру.
Направленность программы
1.

Формирование и развитие элементарных коммуникативных и

речевых умений, обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях,
подготовка их к жизни в современном обществе.
2.

Развитие

возможности

активно

пользоваться

речью

(растормаживание внешней речи).
3.

Развитие слухового внимания и восприятия.

4.

Развитие

понимания

речи

через

эмоционально-смысловой

комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.
5.

Формирование

двигательных

навыков

и

жестикуляции.

Формирование подвижности органов речи.

6

1.2. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане Курс «логопедические занятия», согласно требованиям
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС), является обязательной частью
внеурочной деятельности и требует организации специальной логопедической
работы.
Логопедические занятия проводятся индивидуально и в подгруппах по
двое.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» реализуется в рамках
внеурочной деятельности с учетом рекомендаций ПМПК, результатов
логопедического обследования обучающихся и выявленных трудностей в
освоении программы по русскому языку.
Класс

1

1

2

3

Ито

4

допо

го

лнит
количеств
о

часов

66

66

68

68

68

336

2

2

2

2

2

10

6

6

6

6

6

30

в

учебном году
количеств
о часов в неделю
обследова
ние

состояния
устной

и

письменной
речи
Форма работы:
- подгрупповая; - индивидуальная.

7

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в кабинете учителя-логопеда.
Длительность логопедических коррекционных занятий - 40 минут.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в
зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Учитель-логопед

вправе

менять

этапы

коррекционного обучения, исключать

некоторые

темы

логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, в
зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
С 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая – обследование речи.
По результатам диагностики происходит корректировка учебного
плана на следующий учебный период.
1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:
1. понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков,
поведения других людей;
2. принятие и освоение своей социальной роли;
3.формирование и развитие мотивов учебной деятельности;
4.потребность в общении, владение навыками коммуникации и
адекватными ритуалами социального взаимодействия;
5.развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях взаимодействия;
6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
7.принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8.овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющейся среде;
9. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
8

жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и
бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в
различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации,

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5.использование

знаково-символических

средств

представления

информации о книгах;
6.активное

использование

речевых

средств

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;
7.использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8.овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах;
9.овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
9

10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. Формирование речевой деятельности обучающихся, профилактика
вторичных речеязыковых расстройств.
2. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие
различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной)
действительности,

на

основе

развития

обогащения

познавательной

знаний

обокружающей

деятельности

(предметно-

практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления).
3. Формирование языковых обобщений и правильного использования
языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
4. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи,
уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование
семантических полей.
5. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи
путем

овладения

продуктивными

и

непродуктивными

способами

словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями
различных синтаксических конструкций предложений.
6.

Развитие

грамматики,

связной

композиции,

речи,

соответствующей

выполняющей

законам

коммуникативную

логики,
функцию:

формирование умения планировать собственное связанное высказывание;
анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно – следственные,
пространственные,

временные

и

другие

семантические

отношения;

самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства
оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной
установкой и задачами коммуникации.
7. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и
монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями
(повествование, описание, рассуждение). Планируемые результаты изучения
10

коррекционного курса Результатом изучения курса «Логопедические занятия»
должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика
нарушений чтения и письма. Поэтому при организации обучения следует
планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая
инструментарий для оценки их достижения. По окончании учебного года
учитель-логопед проводит повторное диагностическое обследование по
направлениям: – обследование звукопроизношения; –
обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа
слов;

–

обследование

лексической

стороны

речи;

–

обследование

грамматического строя речи; – обследование связной речи; –обследование
письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой
структурой); –обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трехи четырехбуквенных слов).
Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы
жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью
программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний
составляет основу для оценки следующих умений: - формирование и развитие
элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в
различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном
обществе; - развитие слухового внимания и восприятия; - развитие понимания
речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент
занятий. Выполнение инструкций; - формирование двигательных навыков и
жестикуляции. Формирование подвижности органов речи; - развитие активно
пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
2. Планируемые результаты коррекционной работы
•
умение контролировать
свою деятельность;
действовать
по установленным правилам;
•

понимание

и

актуализация

пространственно-временных

представлений;

11

•

понимание и актуализация сложных речевых конструкций, в том

числе причинно-следственных;
•

овладение приемами аналитико-синтетической деятельности;

•

овладение

определенными

вербальными

и

невербальными

средствами общения.
3. Содержание коррекционного курса
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для
успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная
атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки
в специально оборудованном кабинете для занятий. Важное значение
придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с
ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок
возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка,
резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного
времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса.
Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного
ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой
задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять
специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На

третьем

этапе

коррекции

важной

задачей

является

целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся
индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического
заключения, возраста и тяжести речевой патологии.
12

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у
детей правильной устной речи.
Задачи:
2.

формировать правильное произношение фонем;

3.

учить различать оппозиционные фонемы;

4.

развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

5.

обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать

коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого
развития учащихся;
6.

создать

условия

для

формирования

правильного

звукопроизношения и закрепление его; 6. развивать связную речь на
материале, обогащенном автоматизированными звуками.
Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет
следующие разделы:
•

подготовительный

Цель:

формирование

артикуляторной

базы,

развитие

и

совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок
и коммуникабельности, готовности к обучению.

постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом
•

автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в
предложениях
•

дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
•

Понимание речи и развитие коммуникативных навыков

•

упражнения для развития артикуляционной моторики;

•

упражнения для развития общей координации движений и мелкой

моторики пальцев рук;
13

•

дыхательная гимнастика;

•

коррекция произношения;

•

упражнения,

направленные

на

развитие

фонематических

процессов;
•

работа по активизации речевого общения,

•

работа над расширением и уточнением словарного запаса,

•

работа над предложением;

развитие связной речи.
4.Тематическое планирование
Указанное количество часов является примерным, может быть
перераспределено

либо

увеличено

с

учетом

индивидуальных

психофизических особенностей конкретного обучающегося.
1 класс
4 недели обследования (сентябрь, май)
1 час индивидуальных занятий, 34 недели, итого
№

Тема раздела

Виды деятельности

1

Диагностическая
работа

Логопедическое обследование

Количество
часов
2

14

1

2

звуки и буквы
Гласные звуки и
буквы
Согласные звуки и
буквы.
«Осенний
пейзаж».

Называть признаки звуков и 5
букв. Определять совпадение
звука и буквы в слове.
Проводить
артикуляционные
упражнения, способствующие
развитию
кинестетических
ощущений
органов
артикуляционного
аппарата.
Различать на слух гласные
звуки. Выделять гласные из
разных позиций в словах.
Использовать
условнографическое
обозначение
гласных. Различать на слух
согласные звуки. Выделять
согласные из ряда звуков,
слогов. Выделять согласные
звуки в словах: Использовать
условнографическое
обозначение
согласных.
Развитие
речи
и
речемыслительной
деятельности на материале
лексической темы
Звукобуквенный Определять
наличие
или 3
анализ «Зимний отсутствия звука в слове;
пейзаж»
вычленять звук из начала и
конца слова; определять место
звука в слове (начало, середина,
конец); последовательность и
количество звуков в слове.
Составлять
условнографические схемы звукового
состава слов. Составлять слова
из разрезной азбуки. Развитие
речи и
речемыслительной деятельности
на материале лексической темы

15

3

4

5

6

7

Слоговой анализ и Делить слова на слоги с опорой
синтез
на вспомогательные средства
Ударение «Двор». (хлопки, шаги). Определять
последовательность слогов в
слове, ударного слога.
Подсчитывать
количество
слогов в слове. Закреплять
понятия
«слог»,
«ударный
слог». Соотносить количество
слогов с количеством гласных в
слове.
Осуществлять
группировку слов с одинаковым
количеством
слогов.
Соотносить схемы слов со
словами. Развитие речи и
речемыслительной
деятельности на материале
лексической темы
Гласные буквы Обозначать мягкость согласных
второго ряда
буквами 2 ряда. Развитие речи и
речемыслительной
деятельности на материале
лексической темы.
Дифференциация Сопоставлять парные согласные
звонких и глухих по звучанию (звонкие и глухие)
согласных
с опорой на слуховые и
«Комната, Семья» кинестетические
ориентиры.
Различать слова, отличающиеся
одним звуком, с опорой на
картинки. Развитие речи и
речемыслительной
деятельности на материале
Дифференциация Моделировать звуковой состав
шипящих и
слов, сравнивать модели слов.
свистящих.
Классифицировать звуки по
«Африка. Дикие заданному
основанию,
животные
определять
положение
заданных звуков в словах.
Развитие
речи
и
речемыслительной
деятельности на материале
лексической темы
Дифференциация Моделировать звуковой состав

4

2

6

2

2
16

8

9

10

№

аффрикат.
слов, сравнивать модели слов.
«Весенний
Классифицировать звуки по
пейзаж. Звери и заданному
основанию,
их детеныши».
определять
положение
заданных звуков в словах.
Развитие
речи
и
речемыслительной
деятельности на материале
лексической темы
дифференциация Уточнять
и
сравнивать 3
сонорных звуков. артикуляцию и характеристику
«Весенний
звуков
[р],
[л].
пейзаж. Звери и Дифференцировать звуки [р] –
их детеныши
[л]. Составлять схемы слов.
Подбирать
слова,
соответствующие
заданным
моделям, находить и исправлять
ошибки,
допущенные
при
проведении звукового анализа.
Развитие
речи
и
речемыслительной и
лексической речи
Дифференциация Уточнять
и
сравнивать 3
сонорных звуков. артикуляцию и характеристику
«Весенний
звуков
[р],
[л].
пейзаж. Звери и Дифференцировать звуки [р] –
их детеныши
[л]. Составлять схемы слов.
Подбирать
слова,
соответствующие
заданным
моделям,
находить
и
5
детеныши».
исправлять
ошибки,
допущенные
при
проведении звукового анализа.
Развитие
речи
и
речемыслительной на материале
лексической темы
Диагностическая Логопедическое обследование
2
работа
итого

Тема раздела

2 класс
Виды деятельности

Количество
часов
17

1
2

3

Диагностическая
работа
Слово.
Предложение.

Логопедическое обследование

2

Анализировать звукобуквенный
состав слов .Устанавливать
количество слогов в слове.
Различать гласные и согласные
звуки.
Наблюдать
за
произношением ударного слога
в
слове
(слуховые
и
интонационные
ориентиры).
Различать звучание ударных и
безударных гласных с помощью
знака.
Словообразование Наблюдать
за
признаками 6
однокоренных
слов
(лексическое
значение
и
одинаковый звуковой состав).
Учить
слышать
сходство
корневых основ. Вычленять
одинаково звучащие элементы в
парадигмах слов. Наблюдать за
единообразным
написанием
корня в родственных словах.
Группировать слова по общему
корню.
Контролировать
правильность объединения слов
в группу однокоренных слов.
Подбирать родственные слова.
Анализировать текст с точки
зрения
наличия
в
нем
родственных слов. Объяснять
значение слова с помощью
простейшего
(устного)
словообразовательного анализа.
Определять роль окончания
(служит для связи слов в
предложении
и
словосочетании).

18

4

5

Лексическое
значение слова

Учатся понимать прямое и 5
переносное
значение
многозначных слов, правильно
строят
высказывания
в
соответствии с контекстом.
Формировать
умение
определять
лексическое
значение
слов-омонимов,
правильно
строить
высказывание в соответствии с
его значением, подбирать
антонимы к словам различных
частей речи
Пространственные Наблюдать за ролью предлога в 5
предлоги
предложении, сопоставлять его
роль с ролью окончания. Учатся
использовать
прием
«словорисунок»
для
определения
необходимости
написания
предлога.
Составляют предложения с
предлогами. Актуализировать
знания о положении предмета в
пространстве и оречевлять это
положения
с
помощью
пространственных предлогов.

19

6

Предложение

7

Текст. Письмо под Отличать текст от группы 7
диктовку
предложений,
дифференцировать эти понятия.
Выделять признаки связного
текста. Моделировать речевые
ситуации,
активизирующие
самостоятельные развернутые
высказывания обучающихся в
учебных ситуациях. Находить
границы предложения в
непунктированном тексте по
интонации
смысловым
вопросам, выразительное
чтение. 1
Диагностическая
Логопедическое обследование
2
работа

8

№

Тема раздела

1

Диагностическая
работа

Дифференцировать
понятия 7
«слово»,
«словосочетание»,
«предложение»
Составлять
полные ответы на вопросы,
соблюдая правильный порядок
слов. Анализировать интонацию
предложений, соотносить с
правилом обозначения границ
предложения на письме. Делить
предложения
на
слова.
Определять
порядок
и
количество слов в предложении.
Уточнять
значения
слов.
Составлять предложения с
предлогами.
Делить
предложения
на
слова.
Определять
границы
предложений.

3 класс
Виды деятельности
Логопедическое обследование

Количество
часов
2

20

2

Повторение

3

Грамматическое
значение слова

4

Глагол

5

Местоимение

Выделять отдельные звуки,
определять их место в словах,
проводить
звукобуквенный
анализ,
строить
модели
звукового
состава
слова.
Устанавливать
количество
слогов в слове. Различать
гласные и согласные звуки.
Определять ударение в слове
Называть
признаки
характерные для определенной
части речи
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
действия
предметов.
Вставлять
словадействия
в
текст
стихотворения
на
место
пропусков.
Подбирать
вопросы к таким словам.
Составлять
текст
или
отдельные предложения с
данными словами. Наблюдать
за ролью в речи слов-действий
Знакомить
с
ролью
местоимений
в
речи.
Наблюдать
за
личными
местоимениями. Определять
наличие в тексте местоимений.
Распознавать местоимения в
тексте.
Заменять
повторяющиеся в тексте имена
существительные
соответствующими
местоимениями..
Редактировать тексты, заменяя
имена
существительные
местоимениями, анализировать
и оценивать созданный текст

2

2

3

3

21

6

Имя существительное

7

Имя прилагательное

8

Согласование

9

Управление

10

Предложение

Наблюдать за признаками имен 3
существительных
в
предложении,
распознавать
одушевленные
и
неодушевленные
имена
существительные по вопросам к
т о? и ч т о?
Выяснять роль в речи слов, 3
обозначающих
признаки
предметов, путем сравнения
текстов,
в
которых
присутствуют или отсутствуют
эти
слова.
Знакомить
с
вопросами
к
словам,
обозначающим
признаки
предметов.
Подбирать
смысловые вопросы к этим
словам.
Называть
разные
признаки
предметов.
Сравнивать окончание слова,
обозначающего
признак
предмета, и окончание вопроса
к
нему.
Находить
в
предложениях слова,
обозначающие
признак
предмета
Составлять
словосочетания, 2
при котором зависимое слово
принимает
грамматические
формы главного слова.
Составлять
словосочетания, 2
при котором зависимое слово
употребляется в том косвенном
падеже,
которого
требует
главное слово.
Задавать смысловые вопросы к 2
словам
в
предложении.
Определять главные слова в
предложении.
Выделять
словосочетания в предложении.
Составлять словосочетания из
слов (в том числе используя
синонимы и антонимы
22

11

12

13

14

15

16.

Виды предложений по Выбирать знак препинания в 2
конце предложения.
цели высказывания
Классифицировать
предложения
по
цели
высказывания и
эмоциональной окраске
Предлог
Наблюдать за особенностями 2
употребления предлогов в речи.
Использовать
прием
«словорисунок» для написания
предлога.
Составлять
предложения с предлогами.
Предлоги приставки и Дифференцировать предлоги и 2
приставки.
Обращать
внимание
на
слитное
написание
приставок
и
раздельное написание
предлогов со словами
Виды речи
Виды речевой деятельности 1
человека Различать виды
речевой деятельности человека
Развитие
Обосновывать
1
словеснологического целесообразность
выбора
мышления
языковых
средств,
соответствующих
цели
и
условиям общения (речевой
этикет: слова благодарности
Диагностическая
Логопедическое обследование 2
работа

№

Тема раздела

1

Диагностическая
работа
повторение

2

4 класс
Виды деятельности

Количество часов

Логопедическое обследование

2

Устанавливать
количество 4
слогов в слове. Различать
гласные и согласные звуки.
Определять ударение в слове

23

3

Предложение
(повторение
углубление
представлений
предложении)

4

Сложное
предложение

5

Текст.виды
текстов

6

пересказ

7

Изложение.
Свободное
изложение

8

Рассказ
элементами
творчества

Классифицировать
4
и предложения
по
цели
высказывания и эмоциональной
о окраске,
по
степени
распространенности.
Задавать
смысловые вопросы к словам в
предложении.
Выделять
словосочетания в предложении.
Составлять словосочетания из
слов (в том числе используя
синонимы и антонимы)
Составлять
сложные
2
предложения с использованием
слов-мостиков:
Составлять
устные. 4
Монологические высказывания
при
выполненииучебных
заданий
(описание,
повествование, рассуждение).
Определять
тему
текста,
анализировать текст
(определять основную мысль,
озаглавливать текст
Осуществлять
пересказ
с 6
использованием различных
видов плана
Делить текст на части с 6
соблюдением красной строки.
Учиться
писать изложение
повествовательного
текста
Наблюдать за композицией
повествовательного
текста
(завязка, кульминация - момент
наивысшего
напряжения,
развязка). Писать изложение
повествовательного текста
с Озаглавливать текст, соотносить 4
содержание текста и заглавие.
Анализировать и редактировать
свой текст, оценивать его,
находить в тексте смысловые
ошибки и их
исправлять
24

9

Диагностическая
работа

Логопедическое обследование

2

5. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями
2020 года)
2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2
«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального
федерального государственного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. —
№1.
3. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация
инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной
школы: учебное пособие . Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер.
4. Социальные практики инклюзивного образования.
5. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему
аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой/ Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
6. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное
пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им.
В.П. Астафьева, 2014.
7. Взаимодействие с ребенком с расстройствами аутистического спектра
(РАС) на приеме у врача // Сибирский вестник специального образования.
2016. № 1–2 (16–17). С. 52–56.
8. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра/
сборник научно-практических материалов VIII Международной научнопрактической конференции: электронное издание. / Ответственный
редактор: Черенева Е.А. / Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева,
2015.
9. Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России Черенёва
Е.А. //
10. Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16-17). С. 4–6.
11. Опыт внедрения и апробации ФГОС для обучающихся с РАС / Т.Ю.
Галочкина, Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования.
2016. № 1–2 (16–17). С. 47–52.
12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического
спектра
//
Психолого-педагогические
практики
25

сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра:
региональный опыт. Вощенко Н.Д., Иванчугова С.С., Баландина Н.В.,
Патрина О.В., Ерошина К.А., Петровская М.А., Белоусова Н.С., Макарова
О.П. методические рекомендации / отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенёва.
Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики
инклюзивного образования.
13. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с
расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП. – 87 с.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».