МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов от 29.09.2023 № 368-од Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Основы социальной жизни» (для 5 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель обучения умственной – отсталостью практическая подготовка (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; 3 воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о представлениях о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; 4 формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение «Основам социальной жизни» в 5 классе носит основы теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 5 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На первом году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. 6 Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы, тесты 1 Вводный урок 1 1 2 Личная гигиена и здоровье 9 1 3 Охрана здоровья 4 4 Жилище 12 1 5 Одежда и обувь 8 1 6 Питание 22 1 7 Транспорт 5 8 Средства связи 3 9 Семья 3 10 Итоговое занятие 1 1 Итого: 68 6 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; овладение элементарными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Предметные: Минимальный уровень: иметь представления о разных группах продуктов питания; знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека; иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни; знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого; знать и соблюдать правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: знать способы хранения и переработки продуктов питания; составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; 8 соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; иметь представления о морально-этических нормах поведения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится если: обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету; умеет использовать таблицы, схемы; понимает и объясняет изученные понятия, термины; самостоятельно выстраивает ответ. Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: не может самостоятельно привести пример; 9 отвечает на наводящие вопрос. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится. 10 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Колво часов 1 Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда 1 2 Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека 1 Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Ориентировка в учебнике: знакомство Знакомятся с учебником, с учебником, его разделами, основными разделами предмета, условными обозначениями. Подпись и условными обозначениями. оформление рабочей тетради. Читают вступительную статью. Знакомство с кабинетом для уроков, Отвечают на вопросы учителя. его оборудованием, сводом правил по Повторяют за учителем охране труда. инструктаж по технике Чтение вступительной статьи безопасности учебника. Первичный инструктаж по технике безопасности Личная гигиена и здоровье – 9 часов Характеристика понятия «личная Знакомятся с понятиями гигиена» и её значение для здоровья и «гигиена» и «личная гигиена». жизни человека. Читают о правилах личной Установление связи: личная гигиена – гигиены в учебнике/памятке. здоровье человека Работают с информацией, полученной от учителя и из учебника/памятки: создают кластер/плакат/таблицу «Личная гигиена-здоровье человека» с использованием предложенных учителем изображений и текста. Описывают главные правила соблюдения личной гигиены. Достаточный уровень Знакомятся с учебником, основными разделами предметами, условными обозначениями. Читают вступительную статью. Отвечают на вопросы учителя. Повторяют инструктаж по технике безопасности Знакомятся с понятиями «гигиена» и «личная гигиена». Читают о правилах личной гигиены в учебнике/памятке. Работают с информацией, полученной от учителя и из учебника/памятки: создают кластер/плакат/таблицу «Личная гигиена-здоровье человека» самостоятельно выбирая подходящие иллюстрации и текст. Рассказывают о главных 11 3 Правила личной гигиены в течение дня 1 Знакомство с правилами и порядком выполнения утреннего и вечернего туалета. Приобретение навыков последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета. Правила выполнение утреннего и вечернего туалета: мытьё рук, лица, ушей, шеи. Последовательность выполнения правила утреннего и вечернего туалета, периодичность гигиенических процедур. Приобретение и выполнение практических заданий на последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета в рамках предметно-практического занятия 4 Личные вещи для совершения туалета. Правила содержания личных вещей 1 Знакомство с предметами для совершения туалета. Значение понятия «личная»/ «индивидуальная» вещь для совершения туалета. Знание предметов личной гигиены, их назначение. Правила содержания личных вещей и уход за ними Рассказывают о важности соблюдения личной гигиены для здоровья и жизни человека с опорой на разработанные кластеры/плакаты/таблицы Знакомятся с правилами и порядком выполнения утреннего и вечернего туалета с помощью предложенных иллюстраций, текста и/или видеоматериала. Приклеивают в рабочую тетрадь алгоритм действий при выполнении утреннего и вечернего туалета. С опорой на тетрадь отвечают на вопросы учителя о правилах и последовательности выполнения. Приобретают навыки последовательного выполнения утреннего и вечернего туалета с помощью учителя: моют руки, лицо, уши, шею Знакомятся с предметами личной гигиены: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д. Называют предметы личной гигиены и рассказывают об их назначении с опорой на наглядность. Выполняют правилах соблюдения личной гигиены и важности её соблюдения для здоровья и жизни человека Знакомятся с правилами и порядком выполнения утреннего и вечернего туалета с помощью предложенных иллюстраций, текста и/или видеоматериала. Оформляют полученную информацию в рабочую тетрадь, используя текст и иллюстрации. Рассказывают правила и последовательность выполнения гигиенических процедур утром и вечером. Описывают периодичность гигиенических процедур. Самостоятельно выполняют практические задания на последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета: моют руки, лицо, уши, шею. Знакомятся с предметами личной гигиены: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д. Называют предметы личной гигиены и рассказывают об их назначении. Выполняют интерактивное упражнение на 12 5 Гигиена тела. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук 1 Знакомство с правилами ухода за кожей рук и ногтями. Знакомятся с косметическими средствами для ухода за кожей рук. Приобретение навыков стрижки ногтей и ухода за кожей рук. Приобретение навыков выполнения правил ухода интерактивное упражнение на классификацию предметов и личных вещей на образовательной платформе learning.ru. Заполняют таблицу на карточке с опорой на текст/иллюстрации «Предметы для выполнения гигиенических процедур: личные и для общего пользования». Знакомятся с правилами ухода за личными вещами. Выполняют практическое задания совместно с учителем: расчесывание волос Знакомятся с информацией в учебнике «Забота о руках». Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст и иллюстрации о важности правильного ухода и соблюдения гигиены рук. Знакомятся с правилами правильного подстригания ногтей. Совместно (в паре) готовят из картона тренажёры для стрижки ногтей - «ладошки». Приобретают и закрепляют навык стрижки ногтей совместно с учителем, используя шаблоны ладошек. Знакомятся с правилами ухода за кожей рук и косметическими средствами по уходу за кожей классификацию предметов и личных вещей на образовательной платформе learning.ru. Оформляют таблицу в тетради «Предметы для выполнения гигиенических процедур: личные и для общего пользования». Рассказывают о правилах содержания и ухода за личными вещами. Выполняют практическое задание: расчесывание волос Знакомятся с информацией в учебнике «Забота о руках». Рассказывают о важности правильного ухода и соблюдения гигиены рук. Знакомятся с правилами правильного подстригания ногтей. Самостоятельно готовят из картона тренажёры для стрижки ногтей - «ладошки», помогают в создании шаблона другим обучающимся. Приобретают и закрепляют навык стрижки ногтей, используя шаблоны ладошек и на своих руках. Знакомятся с правилами ухода за кожей рук и косметическими 13 6 Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах 1 Знакомство с правилами ухода за кожей ног. Приемы обрезания ногтей на ногах. Значение гигиенических процедур для ног 7 Закаливание 1 Знакомство с понятием «закаливание». рук. Выполняют практическое задание под присмотром учителя: готовят ромашковые ванночки для заживления мелких ранок и смягчения кожи рук, наносят детский крем для увлажнения кожи Знакомятся с информацией в учебнике «Забота о ногах». Рассказывают, опираясь на рисунки в учебнике, как нужно заботиться о своих ногах, как связана обувь и чистая одежда (носки, колготки) со здоровьем ног. Выделяют основные правила ухода за обувью: гигиена кожи, чистота одежды и обуви, уходовые процедуры для ног в виде ванночек с морской солью, массажа и специального крема. Записывают основные правила ухода в тетрадь, приклеивают изображения с опорой на учебник. Знакомятся с правилами правильного подстригания ногтей. Совместно в парах создают массажные дорожки (следы) для ног. Понимают назначение массажера для ног и его значение для здоровья Знакомятся с понятием средствами по уходу за кожей рук. Выполняют практическое задание: готовят ромашковые ванночки для заживления мелких ранок и смягчения кожи рук, наносят детский крем для увлажнения кожи Знакомятся с информацией в учебнике «Забота о ногах». Рассказывают о важности правильного ухода и соблюдения гигиены ног. Выделяют основные правила ухода за обувью: гигиена кожи, чистота одежды и обуви, уходовые процедуры для ног в виде ванночек с морской солью, массажа и специального крема. Записывают основные правила ухода в тетрадь, приклеивают изображения. Знакомятся с правилами правильного подстригания ногтей. Совместно в парах создают массажные дорожки (следы) для ног. Объясняют назначение массажера для ног и его значение для здоровья Знакомятся с понятием 14 организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания 8 Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Знакомство со способами закаливания. Значение понятий «воздушные процедуры», «солнечные процедуры», «водные процедуры» 1 Формирование основ здорового образа жизни. Важность физических упражнений для здорового образа жизни. Влияние утренней гимнастики на состояние организма в течение дня. Составление комплексов утренней гимнастики «закаливание». Читают информационный текст в учебнике. С помощью учителя выделяют и записывают в тетрадь основные понятия, способы закаливания организма. Работают с информацией, полученной от учителя и из учебника: создают памятку «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» с использованием предложенных учителем изображений и текста Знакомство с понятием «Забота о себе», чтение текста в учебнике, создание таблицы с основными критериями здорового образа жизни в тетради с опорой на учебник. Просмотр видеоролика о здоровом образе жизни, пересказ основных правил с помощью учителя. Выполнение интерактивных упражнений на образовательной платформе learning.ru для составления кластера о здоровом образе жизни. Знакомство со способами и приемами выполнения физических упражнений. Выполнение элементов утренней зарядки по подражанию за учителем. Составление и «закаливание». Читают информационный текст в учебнике. Выделяют и записывают в тетрадь основные понятия, способы закаливания организма. Работают с информацией, полученной от учителя и из учебника: создают памятку «Закаляйся, если хочешь быть здоров!». Презентуют памятки, кратко описывают содержание своей работы Знакомство с понятием «Забота о себе», чтение текста в учебнике, создание таблицы с основными критериями здорового образа жизни в тетради. Просмотр видеоролика о здоровом образе жизни, пересказ основных правил. Выполнение интерактивных упражнений на образовательной платформе learning.ru для составления кластера о здоровом образе жизни. Знакомство со способами и приемами выполнения физических упражнений. Выполнение элементов утренней зарядки, предложение и демонстрация 15 9 Гигиена зрения 1 Значение зрения в жизни и деятельности человека. Формирование бережного отношения к своему здоровью. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотра телепередач, работы с компьютером 10 Важные правила здорового человека 1 Формирование основ здорового образа жизни. Проектная деятельность. Тестирование для закрепления и систематизации полученных знаний оформление комплекса утренней подходящих упражнений. гимнастики с опорой на картинки Составление и оформление комплекса утренней гимнастики Знакомятся с информацией о Знакомятся с информацией о значении зрения и охраны зрения значении зрения и охраны в жизни и деятельности человека. зрения в жизни и деятельности Знакомятся с правилами охраны человека. Знакомятся с зрения при чтении и просмотре правилами охраны зрения при телепередач, правилами чтении и просмотре освещенности рабочего места. телепередач, правилами Создают таблицу-памятку в освещенности рабочего места. тетради с основными правилами Создают таблицу-памятку в гигиены зрения, используя тетради с основными картинки и текст учебника. правилами гигиены зрения. Разучивают и выполняют Разучивают и выполняют простую гимнастику для глаз с гимнастику для глаз. помощью учителя. Оформляют Оформляют памятку с памятку с гимнастикой для глаз гимнастикой для глаз для для личного использования личного использования Закрепляют ранее изученные Закрепляют ранее изученные знания. Собирают нужную знания. Собирают нужную информацию, иллюстрации для информацию, иллюстрации для проекта. Создают в парах проект проекта. Создают в парах о здоровом образе жизни. проект о здоровом образе Выполняют тест по итогам жизни. Выполняют тест по изучения раздела итогам изучения раздела 16 11 Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная 1 12 Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела 1 Охрана здоровья – 4 часа Виды медицинских учреждений. Знакомятся с понятиями Назначении медицинских учреждений «доврачебная» и «врачебная» в оказании медицинской помощи: помощь. Объясняют, в чем их доврачебной и врачебной. Профессии различие. Определяют профиль медицинских учреждений. медицинских учреждений с Характеристика видов медицинских опорой на картинки. Знакомятся учреждений: диспансер, стационар, с видами медицинских поликлиника, медпункт. Экскурсия в учреждений: диспансер, кабинет медсестры/медпункт стационар, поликлиника, медпункт, и их назначением. Записывают основную информацию в тетрадь. Называют и рассказывают о видах медицинских учреждений с помощью учителя и опорой на картинки. Самостоятельно находят дорогу в медпункт образовательного учреждения Правила оказания доврачебной помощи. Способы измерения температуры тема: знать способы и основные места измерения температуры тела. Оказание доврачебной помощи: измерение температуры тела. Закрепление знаний о назначение поликлиники, аптеки, диспансера, больницы. Правила хранения Знакомятся с понятиями «доврачебная» и «врачебная» помощь. Рассказывают, в чем их различие. Определяют профиль медицинских учреждений, дают краткую характеристику. Знакомятся с видами медицинских учреждений: диспансер, стационар, поликлиника, медпункт, и их назначением. Записывают основную информацию в тетрадь. Дают характеристику видам медицинских учреждений: диспансер, стационар, поликлиника, медпункт. Самостоятельно находят дорогу в медпункт образовательного учреждения Знакомятся с правилами Знакомятся с правилами оказания доврачебной помощи. оказания доврачебной помощи. Записывают основные правила и Записывают основные правила алгоритм действий в тетрадь. и алгоритм действий в тетрадь. Знакомятся с основными Знакомятся с основными способами и местами измерения способами и местами температуры с опорой на измерения температуры с наглядность. С помощью учителя опорой на наглядность. выполняют практическое Выполняют практическое упражнение – измерение упражнение – измерение 17 градусника 13 Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств 1 14 Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний 1 Оказание навыков первой помощи. Формирование знаний о видах ран, порезов и ссадин. Правила оказания первой помощи при порезах и ссадинах, правила обработки. Правила работы со специальными средствами: раствор йода, зеленки; правила хранения специальных средств. Практическое упражнение: обработка ссадины йодом температуры тела себе, измерение температуры тела другому человеку Знакомятся с правилами хранения градусника. Повторяют правила за учителем. Знакомятся с видами ран, порезов и ссадин. Различают их с опорой на картинки, дают характеристику. Знакомятся с правилами оказания первой помощи при порезах и ссадинах. Заполняют таблицу алгоритма действий первой помощи в тетрадь. Знакомятся со специальными средствами для обработки ран: йод, зеленка, осваивают правила работы. Выполняют практическое упражнение по обработке ссадины с помощью йода совместно с учителем на раздаточном материале Формирование бережного отношения к Знакомятся с понятием собственному здоровью. «профилактика болезней», с Ознакомление с профилактическими самыми распространенными средствами для предупреждения простудными и вирусными вирусных и простудных заболеваний заболеваниями. Знакомятся с профилактическими средствами для их предупреждения. Делятся личным/семейным опытом температуры тела себе, измерение температуры тела другому человеку Знакомятся с правилами хранения градусника. Рассказывают изученные правила. Знакомятся с видами ран, порезов и ссадин, дают характеристику. Знакомятся с правилами оказания первой помощи при порезах и ссадинах. Заполняют таблицу алгоритма действий первой помощи в тетрадь. Знакомятся со специальными средствами для обработки ран: йод, зеленка, осваивают правила работы. Выполняют практическое упражнение по обработке ссадины с помощью йода на раздаточном материале Знакомятся с понятием «профилактика болезней», с самыми распространенными простудными и вирусными заболеваниями. Знакомятся с профилактическими средствами для их предупреждения. Делятся личным/семейным 18 профилактики простудных и вирусных заболеваний. Создают памятки по профилактике вирусных и простудных заболеваний совместно с учителем и медицинским работником. Повторяют правила бережного отношения к собственному здоровью 15 Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности 1 Жилище – 12 часов Виды жилых помещений в городе и Знакомятся с информационным деревне и их различие. текстом в учебнике - «Каким Классификация видов жилых бывает дом». Знакомятся с помещений в городе и селе: жилое - видами жилых помещений в нежилое, постоянное – временное. городе и деревне, рассказывают Виды отопления в городе и селе. об их различиях с опорой на Поддержание порядка в жилом картинки. Классифицируют помещении помещения; жилое – нежилое, постоянное – временное с опорой на иллюстрации. Описывают виды жилых помещений по картинке. Делятся личным опытом подержания чистоты в доме опытом профилактики простудных и вирусных заболеваний. Создают памятки по профилактике вирусных и простудных заболеваний совместно с учителем и медицинским работником. Повторяют правила бережного отношения к собственному здоровью Знакомятся с информационным текстом в учебнике - «Каким бывает дом». Знакомятся с видами жилых помещений в городе и деревне, рассказывают об их различиях, дают характеристику. Классифицируют помещения; жилое – нежилое, постоянное – временное. Описывают виды жилых помещений. Делятся личным опытом подержания чистоты в доме 19 16 Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Назначение жилых комнат 1 17 Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых (подсобных) помещений 1 Виды жилых комнат. Определять по описанию назначение жилых комнат. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Практическая деятельность: сухая и влажная уборка помещения Знакомятся с видами жилых помещений, различают виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Читают в учебнике про их функциональное назначение. Знакомятся с правилами проведения сухой и влажной уборки. Различают и называют инвентарь для уборки жилого помещения. Выполняют практическую работу: сухая уборка (протирание пыли) Виды нежилых помещений: название, Знакомятся с видами нежилых различие, характеристика. Назначение помещений, различают виды нежилых помещений: кухня, ванная нежилых комнат: кухня, ванная комната, санузел, прихожая. комната, санузел, прихожая. Выполнение заданий на цифровой Записывают основные понятия в образовательной платформе тетрадь. Выполняют интерактивное задание на различие помещений в жилом доме на цифровой образовательной платформе learning.ru Знакомятся с видами жилых помещений, различают виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Рассказывают про их функциональное назначение. Рассказывают последовательность проведения сухой и влажной уборки и об используемом инвентаре. Выполняют практическую работу: влажная уборка кабинета Знакомятся с видами нежилых помещений, различают виды нежилых комнат: кухня, ванная комната, санузел, прихожая. Записывают основные понятия в тетрадь. Выполняют интерактивное задание на различие помещений в жилом доме на цифровой образовательной платформе learning.ru 20 18 Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах 1 Коммунальные удобства в многоквартирных домах: лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики. Назначение коммунальных удобств 19 Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений 1 Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. Практическое занятие: сухая и влажная уборка помещения Знакомятся с коммунальными удобствами в многоквартирных домах, различают их визуально, объясняют назначение с опорой на картинки. Выполняют кроссворд для закрепления новых знаний с опорой на картинки Знакомятся с гигиеническими требованиями к жилому помещению. Читают информационный текст в учебнике «Порядок в доме»: отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают в тетрадь основные правила уборки. Делятся личным опытом поддержания порядка в своей комнате/квартире. С помощью практического задания учатся последовательному проведению сухой и влажной уборки; называют используемый инвентарь, его назначение с опорой на наглядность. Проводят сухую и влажную уборку кабинета под руководством учителя/в паре с более сильным обучающимся Знакомятся с коммунальными удобствами в многоквартирных домах, различают их визуально, объясняют назначение с опорой на картинки. Выполняют кроссворд для закрепления новых понятий Знакомятся с гигиеническими требованиями к жилому помещению. Читают информационный текст в учебнике «Порядок в доме»: рассказывают основные правила и требования. Записывают в тетрадь основные правила уборки. Делятся личным опытом поддержания порядка в своей комнате/квартире. С помощью практического задания учатся последовательному проведению сухой и влажной уборки; называют используемый инвентарь, его назначение. Проводят сухую и влажную уборку кабинета, помогают другим обучающимся выполнить задание 21 20 Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений 1 Знакомство с видами комнатных растений. Названия растений и различие их по внешнему виду. Знакомство с особенностями и правилами ухода, с условными знаками, которые применяются при уходе за комнатными растениями. Практическое задание: уход за растениями. Формирование бережного отношения к растениям 21 Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновая печь 1 Место для приготовления пищи, его оборудование, кухонные принадлежности Знакомятся с видами комнатных растений, читают информационный текст в учебнике «Комнатные растения» об особенностях ухода: как поливать, подкармливать растения, какой температурный и световой режим требуется. Описывают внешние различия растений с опорой на картинки и наглядность. Закрепляют полученные знания с помощью кластера/таблицы. Записывают в тетрадь основные правила ухода за растениями, условные знаки. Выполняют практическое задание под руководством учителя: протирают листья, поливают растения в кабинете/коридоре Знакомятся с видами плит: просмотр презентации «Виды плит». Знакомятся с нагревательным прибором: микроволновая печь и её назначение. Дают характеристику нагревательным приборам с опорой на иллюстрацию. Наблюдают в зоне кухни за работой индукционной плиты Знакомятся с видами комнатных растений, читают информационный текст в учебнике «Комнатные растения» об особенностях ухода: как поливать, подкармливать растения, какой температурный и световой режим требуется. Описывают внешние различия растений. Закрепляют полученные знания с помощью кластера/таблицы. Записывают в тетрадь основные правила ухода за растениями, условные знаки. Выполняют практическое задание: протирают листья, поливают растения в кабинете/коридоре Знакомятся с видами плит: просмотр презентации «Виды плит». Знакомятся с нагревательным прибором: микроволновая печь и её назначение. Дают характеристику нагревательным приборам. Наблюдают в зоне кухни за работой индукционной плиты 22 22 Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами 1 Основные требования техники безопасности перед работой, во время работы, по окончании работы. Практическое задание: работа с микроволновой печью 23 Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней 1 Предметы кухонной утвари, её назначение. Правила гигиены и хранения. Практическое задание: хранения сыпучих продуктов в специальной посуде Знакомятся с правилами техники безопасности по работе с кухонными нагревательными приборами, записывают основные правила и изображения в тетрадь. Повторяют изученные правила по технике безопасности за учителем. Выполняют практическое задание под руководством учителя: подогрев готовой еды в микроволновой печи Знакомятся с предметами кухонной утвари и её назначением: рассматривают предметы в зоне кухни, слушают учителя. Дают краткую характеристику кухонным предметам с опорой на наглядность. Просматривают презентацию «Правила гигиены и хранения кухонной утвари». Записывают в тетрадь основные правила хранения, рассказывают правила с опорой на тетрадь. Выполняют практическое задание под руководством учителя: подготовка специальной посуды для хранения сыпучих продуктов, складывание сыпучих продуктов в посуду Знакомятся с правилами техники безопасности по работе с кухонными нагревательными приборами, записывают основные правила. Рассказывают изученные правила по технике безопасности. Выполняют практическое задание: подогрев готовой еды в микроволновой печи Знакомятся с предметами кухонной утвари и её назначением: рассматривают предметы в зоне кухни, слушают учителя. Дают характеристику кухонным предметам, рассказывают об их назначении. Просматривают презентацию «Правила гигиены и хранения кухонной утвари». Записывают в тетрадь основные правила хранения, рассказывают изученные правила. Выполняют практическое задание: подготовка специальной посуды для хранения сыпучих продуктов, складывание сыпучих продуктов в посуду 23 24 Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода 1 Классификация кухонной посуды, её виды, функциональное назначение. Правила ухода за кухонной посудой. Практическое задание: мытье посуды 25 Предметы для сервировки стола: назначение, уход 1 Понятие «сервировка стола». Классификация предметов для сервировки стола, их функциональное назначение, правила ухода. Правила сервировки стола. Практическое задание «Готовим стол к приходу гостей» Знакомятся с предметами кухонной посуды, классифицируют её, рассказывают о её назначении, в каких ситуациях работы на кухне используется. Выполняют задание на карточках: кроссворд «Кухонная посуда». Повторяют за учителем правила ухода за кухонной посудой. Выполняют практическое задание под руководством учителя в зоне кухни: мытье посуды Знакомятся с понятием «сервировка стола». Знакомятся с предметами, используемыми для сервировки стола, их назначением. Называют, классифицируют предметы, с опорой на наглядность описывают их назначение. Просматривают презентацию «Правила сервировки стола», записывают в тетрадь правила. Выполняют практическое задание: сюжетно-ролевая игра «Готовим стол к приходу гостей» Знакомятся с предметами кухонной посуды, классифицируют её, рассказывают о её назначении, в каких ситуациях работы на кухне используется. Выполняют задание на карточках: кроссворд «Кухонная посуда». Повторяют за учителем правила ухода за кухонной посудой. Выполняют практическое задание в зоне кухни: мытье посуды Знакомятся с понятием «сервировка стола». Знакомятся с предметами, используемыми для сервировки стола, их назначением. Называют, классифицируют предметы, описывают их назначение. Просматривают презентацию «Правила сервировки стола», записывают в тетрадь правила. Выполняют практическое задание: сюжетно-ролевая игра «Готовим стол к приходу гостей» 24 26 Домашний почтовый адрес. Почтовый адрес дома, школы 1 27 Виды одежды в зависимости от пола и возраста. Назначение. Способы ношения 1 28 Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды. Правила хранения 1 Знание почтового адрес дома, школы. Тестирование для систематизации пройденного материала Учатся правильно произносить и записывать свой домашний адрес. Слушают учителя, работают с учебником и наглядным материалом, выполняют практические задания на формирование умений заполнять почтовый конверт. Выполняют тест по изученным темам раздела Одежда и обувь – 8 часов Классификация видов одежды. Знакомятся с видами одежды, её Сезонная классификацией по сезонам, и демисезонная одежда. Одежда в назначением одежды. Работают с зависимости от назначения текстом в учебнике; «По одежке (повседневная, праздничная, встречают». Заполняют таблицу спортивная). Правила сохранения в тетради «Сохранение внешнего внешнего вида одежды. вида одежды», используя задание Значение одежды для сохранения в учебнике. Выполняют здоровья человека интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru «Классификация видов одежды». Рассказывают с опорой на иллюстрации о значение одежды, для сохранения здоровья человека Правила ухода за одеждой. Правила Знакомятся с правилами ухода за чистки и сушки одежды. Правила одеждой; правилами чистки и подготовки к хранению посезонно сушки одежды; правилами хранения одежды. Рассказывают, почему нужно Слушают учителя, работают с учебником и наглядным материалом, выполняют практические задания на формирование умений заполнять почтовый конверт. Выполняют тест по изученным темам раздела Знакомятся с видами одежды, её классификацией по сезонам, назначением одежды. Работают с текстом в учебнике; «По одежке встречают». Заполняют таблицу в тетради «Сохранение внешнего вида одежды», используя задание в учебнике. Выполняют интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru «Классификация видов одежды». Рассказывают о значение одежды, для сохранения здоровья человека Знакомятся с правилами ухода за одеждой; правилами чистки и сушки одежды; правилами хранения одежды. Рассказывают, почему нужно 25 29 Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года. Назначение (спортивная, домашняя, выходная и т.д). Виды материалов 1 30 Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила 1 содержать одежду в чистоте. Называют правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Записывают правила в тетрадь. Наблюдают за демонстрацией подготовки одежды к хранению. Выполняют практическое задание с помощью учителя: чистка одежды Виды обуви и её назначение. Правила Работают с текстом в учебнике: ухода за кожаной обувью. Виды обуви «Идеальная пара». Знакомятся с в зависимости от времени года. Виды видами обуви, назначением материалов (кожаная, резиновая, обуви, классификацией по текстильная и т.д.). Классификация сезонам. Просматривают обуви по материалу и назначению презентацию «Обувь из различных материалов»: знакомятся с материалами, из которых изготавливают обувь, называют её, различают обувь из разного материала. Описывают, с помощью учителя, предложенную обувь: к какому сезону она подходит, из чего сделана, чем привлекательна, как за ней ухаживать Правила и приёмы повседневного Изучают правила повседневного ухода за обувью: предупреждение ухода за обувью разного загрязнения, сушка, чистка, материала, правила хранения подготовка сезонной обуви к обуви. Заполняют таблицу с хранению. Правила повседневного правилами ухода за обувью с ухода за обувью из замши, текстиля, опорой на учебник. Выполняют содержать одежду в чистоте. Называют правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Записывают правила в тетрадь. Наблюдают за демонстрацией подготовки одежды к хранению. Выполняют практическое задание: чистка одежды Работают с текстом в учебнике: «Идеальная пара». Знакомятся с видами обуви, назначением обуви, классификацией по сезонам. Просматривают презентацию «Обувь из различных материалов»: знакомятся с материалами, из которых изготавливают обувь, называют её, различают обувь из разного материала. Описывают предложенную обувь: к какому сезону она подходит, из чего сделана, чем привлекательна, как за ней ухаживать Изучают правила повседневного ухода за обувью разного материала, правила хранения обуви. Заполняют таблицу с правилами ухода за обувью с опорой на учебник. 26 шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно. Практическая работа – чистка обуви Значение головных уборов для сохранения здоровья человека. Классификация виды головных уборов, в зависимости от времени года. Правила сохранения внешнего вида головных уборов практическое задание совместно с учителем: чистка обуви Выполняют практическое задание: чистка обуви Знакомятся с видами головных уборов и их назначением; с правилами ухода за головными уборами. Классифицируют виды головных уборов по времени года: выполняют интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru. Записывают в тетрадь правила сохранения внешнего вида головных уборов Знакомятся с видами головных уборов и их назначением; с правилами ухода за головными уборами. Классифицируют виды головных уборов по времени года: выполняют интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru. Записывают в тетрадь правила сохранения внешнего вида головных уборов Работают с учебником: «Важные правила аккуратного человека». Систематизируют полученные знания, собирают информацию (пословицы, картинки, тексты, правила, памятки, задания) для создания личного проекта. Оформляют проект «Важные правила аккуратного человека». Презентуют созданный проект Знакомятся с основными видами магазинов, отделами магазина. Рассказывают про товары в разных отделах магазина. Выполняют задания на карточках 31 Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов в сохранении здоровья человека 1 32 Значение опрятного вида человека 1 Формирование бережного отношения к личным вещам, предметам одежды. Правила личной гигиены, аккуратного внешнего вида. Систематизация полученных знаний с помощью проектной деятельности Работают с учебником: «Важные правила аккуратного человека». Систематизируют полученные знания, собирают информацию (пословицы, картинки, тексты, правила, памятки, задания) для создания личного проекта. Оформляют проект «Важные правила аккуратного человека». Презентуют созданный проект 33 Магазины по продаже различных видов одежды 1 Виды и типы магазинов по продаже различных видов одежды Знакомятся с основными видами магазинов, отделами магазина. Учатся различать отделы магазина с опорой на наглядность. Выполняют задание на карточке с опорой на учебник 27 34 35 Правила поведения в магазине. Порядок покупки товара Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей 1 1 Правила поведения в магазине. Алгоритм покупки товара. Правила обращения к продавцу-консультанту. Тестирование по итогу изученного раздела и раздаточный материал Знакомятся с правилами поведения в магазине. Читают о порядке покупки товара в магазине. Выполняют практические задания на формирование умений правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках с помощью сюжетно-ролевой игры. Выполняют тест на закрепление знаний изученного раздела Питание – 22 часов Определение значимости питания для Знакомятся с понятием здоровья человека и его «правильное питание», жизнедеятельности. обсуждают его влияние на Работа с иллюстрацией «Полезные жизнедеятельность человека. привычки для здорового питания». Знакомятся с правилами Игровая ситуация с муляжами здорового питания, читают натурального размера «Я выбираю информацию в учебнике о полезные продукты». Формирование значении питания в жизни и правил здорового питания на основе деятельности человека, отвечают анализа, предложенного учителем на вопросы с опорой на текст. материала. Формирование ценностей Работают с иллюстрацией здорового образа жизни. Правила «Полезные привычки для составления рациона питания здорового питания»: выделяют основные правила, Знакомятся с правилами поведения в магазине. Читают о порядке покупки товара в магазине. Выполняют практические задания на формирование умений правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках с помощью сюжетно-ролевой игры. Выполняют тест на закрепление знаний изученного раздела Знакомятся с понятием «правильное питание», обсуждают его влияние на жизнедеятельность человека. Знакомятся с правилами здорового питания, читают информацию в учебнике о значении питания в жизни и деятельности человека, отвечают на вопросы. Работают с иллюстрацией «Полезные привычки для здорового питания»: выделяют основные правила, 28 36 Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания 37 Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания Определение значимости правильного питания для здоровья человека. Знать и понимать выражение «режим питания». Называть принципы режима питания: регулярность, сбалансированность, правильное распределение калорий, в одно и то же время, комфортные условия приёма пищи. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Познавательная викторина для систематизации полученных знаний 1 Классификация разнообразия продуктов. Обсуждение и анализ: полезное и вредное разнообразие продуктов. Чтение текста, выделение главного: употреблении разнообразных продуктов различного вида. Выполнение заданий на цифровых образовательных платформах. пересказывают их. Выполняют задание в тетради «Формула правильного питания». Принимают участие в сюжетноролевой игре «Я выбираю полезные продукты» Работают с текстом учебника «О вкусной и здоровой пище»: выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы. Определяют понятие «режим питания», записывают определение в тетрадь. Заполняют кластер «Мой режим питания»: выделяют и записывают основные принципы режима питания. Принимают участие в коллективной викторине о влиянии правильного питания на здоровье человека «Правда или ложь?» Знакомятся с разнообразием продуктов, их полезными свойствами, влияния на организм человека. Работают с текстом: знакомятся с продуктами различного вида. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе learning.ru «Вредные и полезные пересказывают их. Выполняют задание в тетради «Формула правильного питания». Принимают участие в сюжетноролевой игре «Я выбираю полезные продукты» Работают с текстом учебника «О вкусной и здоровой пище»: выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы. Определяют понятие «режим питания», записывают определение в тетрадь. Заполняют кластер «Мой режим питания»: выделяют и записывают основные принципы режима питания. Принимают участие в коллективной викторине о влиянии правильного питания на здоровье человека «Правда или ложь?» Знакомятся с разнообразием продуктов, их полезными свойствами, влияния на организм человека. Работают с текстом: выделяют главное об употреблении продуктов различного вида. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе 29 Составление рациона питания на день 38 Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование 1 Знакомство с зоной практических действий: расстановка мебели, бытовая техника, виды посуды. Определение значимости специальной одежды при приготовлении еды и организации рабочего места. Просмотр видеофрагмента «Посуда в быту: что использовали наши предки». Беседа с элементами демонстрации современных видов посуды. Практическая работа продукты». Составляют с помощью раздаточных карточек рацион питания на день Просматривают познавательный видеоролик «Посуда в быту: что использовали наши предки». Обсуждают просмотренный видеоролик, беседуют с учителем, наблюдают за демонстрацией современных видов посуды, с опорой на наглядность называют различия между древней и современной посудой. Знакомятся с зоной практических действий: кухней. Прослушивают правила работы на кухне, повторяют правила за учителем. Совместно с учителем определяют значимость специальной одежды для приготовления еды. Знакомятся с мебелью, бытовой техникой, видами посуды. Практическая работа совместно с учителем: подготовка места для приготовления пищи learning.ru «Вредные и полезные продукты». Составляют рацион питания на день Просматривают познавательный видеоролик «Посуда в быту: что использовали наши предки». Обсуждают просмотренный видеоролик, беседуют с учителем, наблюдают за демонстрацией современных видов посуды, называют различия между древней и современной посудой. Знакомятся с зоной практических действий: кухней. Прослушивают правила работы на кухне, рассказывают изученные правила. Определяют значимость специальной одежды для приготовления еды. Знакомятся с мебелью, бытовой техникой, видами посуды. Практическая работа: подготовка места для приготовления пищи 30 39 Гигиена приготовления пищи. Виды посуды. Кухонные принадлежности 1 Санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи. Соблюдение гигиену питания. Различать и называть виды посуды по назначению. Знакомство с кухонными принадлежностями. Посуда и столовые приборы, их назначение. Работа на цифровой образовательной платформе 40 Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды 1 Значение молока и молочных продуктов в питании человека Просмотр видеоматериала «Молоко и молочные продукты». Обсуждение и анализ увиденного: описание продукта, классификация молочных продуктов. Запись в рабочую тетрадь: виды молока и молочных продуктов. Выполнение заданий на цифровой образовательной платформе Знакомятся с кухонными принадлежностями, видами посуды. Просматривают презентацию «Виды посуды». Учатся различать кухонную посуду и столовую. Называют кухонные принадлежности с опорой на наглядность, рассказывают об их назначении. Выполняют задание на классификацию посуды «Кухонная и столовая посуда» на цифровой образовательной платформе learning.ru. Выполняют работу в тетради: классификация предложенных изображений по теме «Виды посуды» Просматривают познавательный видеоролик «Молоко и молочные продукты»: обсуждают и анализируют увиденное с помощью учителя. С опорой на картинки описывают молочные продукты, классифицируют их. Оформляют запись в тетрадь: виды молока и молочных продуктов. Выполняют задание «Молочные продукты» на цифровой образовательной платформе Знакомятся с кухонными принадлежностями, видами посуды. Просматривают презентацию «Виды посуды». Различают кухонную посуду и столовую. Называют кухонные принадлежности, рассказывают об их назначении. Выполняют задание на классификацию посуды «Кухонная и столовая посуда» на цифровой образовательной платформе learning.ru. Выполняют работу в тетради: заполняют таблицу «Виды посуды» Просматривают познавательный видеоролик «Молоко и молочные продукты»: обсуждают и анализируют увиденное. Описывают молочные продукты, классифицируют их. Выполняют работу на карточках «Молоко и его свойства». Оформляют запись в тетрадь: виды молока и молочных продуктов. Выполняют задание 31 learning.ru 41 Молоко и молочные продукты: правила хранения. Значение кипячения молока 1 Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Работа по карточке «Молоко и его свойства». Работа с таблицей «Состав молока». Чтение карточки о значении кипячения молока Беседуют с учителем о значении молока и молочных продуктов в питании человека. Выполняют работу на карточках «Молоко и его свойства». Читают текст о значении кипячения молока. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту. Записывают в тетрадь правила хранения молочных продуктов 42 Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп) 1 Беседа с элементами демонстрации блюд из молока. Игровая ситуация «Угадай по описанию». Изучение требований к приготовлению блюд из молока. Работа с таблицей «Технология приготовления молочного супа». Чтение инструкции «Правила ТБ и ОТ с горячей жидкостью» 43 Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции 1 Просмотр видеофрагмента «История хлеба в России». Обсуждение и анализ увиденного. Виды хлеба, полезные Просматривают презентацию «Блюда из молока». Читают текст о требованиях к приготовлению блюд из молока, записывают основные требования в тетрадь. Совместно с учителем работают с таблицей «Технология приготовления молочного супа». Записывают алгоритм приготовления молочного супа в тетрадь. Слушают правила по работе с горячей жидкостью, повторяют правила за учителем Просматривают познавательный видеоролик «История хлеба в России». Обсуждают и «Молочные продукты» на цифровой образовательной платформе learning.ru Беседуют с учителем о значении молока и молочных продуктов в питании человека. Выполняют работу на карточках «Молоко и его свойства». Читают текст о значении кипячения молока. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту. Записывают в тетрадь правила хранения молочных продуктов Просматривают презентацию «Блюда из молока». Читают текст о требованиях к приготовлению блюд из молока, записывают основные требования в тетрадь. Совместно с учителем работают с таблицей «Технология приготовления молочного супа». Записывают алгоритм приготовления молочного супа в тетрадь. Слушают правила по работе с горячей жидкостью, повторяют правила за учителем Просматривают познавательный видеоролик «История хлеба в России». 32 свойства и хранение хлеба. Знание и различие видов хлебной продукции анализируют просмотренный видеофрагмент совместно с учителем. Знакомятся с профессией «Пекарь»: обсуждают особенности ремесла, обязанности, что должен знать и уметь пекарь. Знакомятся с информацией в презентации о виде хлеба, его полезных свойствах и хранении. Записывают основное в тетрадь. Называют и различают виды хлебной продукции с опорой на картинки Читают текст о правилах хранения хлебобулочных изделий. Записывают правила в тетрадь. Называют и различают виды хлебной продукции. Знакомятся с правилами нарезки хлебных изделий. Знакомятся с правилами безопасной работы с режущими предметами. Называют использующие инструменты для нарезки хлеба с опорой на наглядность. Выполняют практическую работу под руководством учителя – нарезка хлеба Знакомятся с видами заваривания Рассказывают о видах чая. Наблюдают за заваривания чая и о правилах 44 Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила хранения хлебобулочных изделий 1 Классифицировать хлеб и хлебобулочные изделия: по виду муки, по рецептуре, по способу выпечки. Правила хранения хлебобулочных изделий. Правила нарезки хлеба. Практическая работа – нарезка хлеба. Правила безопасной работы режущими инструментами 45 Чай. Правила заваривания чая 1 Способы заваривания чая Обсуждают и анализируют просмотренный видеофрагмент совместно с учителем. Знакомятся с профессией «Пекарь»: обсуждают особенности ремесла, обязанности, что должен знать и уметь пекарь. Знакомятся с информацией в презентации о виде хлеба, его полезных свойствах и хранении. Записывают основное в тетрадь. Называют и различают виды хлебной продукции с опорой на картинки Читают текст о правилах хранения хлебобулочных изделий. Записывают правила в тетрадь. Классифицируют хлеб и хлебобулочные изделия: по виду муки, по рецептуре, по способу выпечки. Рассказывают правила безопасной работы с режущими инструментами. Называют инструменты, которые используют при нарезке хлеба. Выполняют практическую работу – нарезка хлеба 33 демонстрацией, как правильно заваривать чай. Просматривают познавательный видеоролик «Сбор чая». Выполняют практическое задание с помощью учителя: заваривание чая 46 Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение 1 Значение первого, второго и третьего блюда в режиме питания человека 47 Завтрак. Составление меню для завтрака 1 Завтрак. Правила к месту приготовления пищи и его оборудование 48 Сервировка стола к завтраку. Посуда для завтрака. Повторный инструктаж по охране труда 1 Правила сервировки стола с учетом различных меню к завтраку Знакомятся с правилами приема пищи. Беседуют с учителем о значении правильного режима питания для здоровья и жизни человека. Составляют из раздаточных материалов/картинок меню на неделю Знакомятся с блюдами, которые можно приготовить на завтрак, отмечают, какие ингредиенты нужны для приготовления этих блюд. Читают информацию о пользе и важности завтрака в режиме дня Знакомятся с правилами сервировки стола к завтраку. Называют посуду и приборы. Выполняют практическое задание совместно с учителем: сервировка стола к завтраку. Рассказывают инструктаж к месту приготовления пищи с опорой на раздаточные картинки заваривания чая. Просматривают познавательный видеоролик «Сбор чая». Выполняют письменное задание в тетради. Выполняют практическое задание: заваривание чая Знакомятся с правилами приема пищи. Беседуют с учителем о значении правильного режима питания для здоровья и жизни человека. Составляют из раздаточных материалов/картинок меню на неделю Рассказывают о блюдах, которые готовят на завтрак и какие ингредиенты нужны для их приготовления. Рассказывают о важности завтрака в режиме дня Рассказывают правила сервировки стола к завтраку учетом нескольких меню. Выполняют практическое задание: сервировка стола к завтраку. Повторяют правила к месту приготовления пищи и его оборудования. Выполняют задание на карточках 34 49 Приготовление некоторых блюд для завтрака. Виды бутербродов 1 Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака 50 Приготовление бутербродов: простых и сложных, канапе 1 Практическая работа: приготовление различных видов бутербродов. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака 51 Приготовление некоторых блюд для завтрака. 1 Блюда для завтрака. Блюда из яиц. Определение категории яиц. Полезные свойства яиц. Санитарно- Знакомятся с видами блюд, не требующих тепловой обработки, с видами бутербродов. Различают и называют виды бутербродов с опорой на наглядность. Выполняют упражнения по классификации бутербродов по способу приготовления: холодные и горячие; открытые и закрытые; закусочные. Записывают в рабочую тетрадь виды бутербродов. Просматривают презентацию «Виды бутербродов». Записывают в тетрадь рецепты приготовления простых бутербродов и канапе Называют инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Повторяют правила работы с режущими инструментами и подготовки места для приготовления пищи. Выполняют практическое задание: готовят простой вид бутерброда и канапе с помощью учителя Знакомятся с видами блюд для завтрака, с ингредиентами для приготовления данных блюд. Рассказывают о видах бутербродов, чем они отличаются, к какому меню они относятся. Называют ингредиенты для различных видов бутербродов. Просматривают презентацию «Виды бутербродов». Выполняют упражнения по классификации бутербродов по способу приготовления: холодные и горячие; открытые и закрытые; закусочные. Записывают в рабочую тетрадь виды бутербродов. Записывают в тетрадь рецепты различных видов бутербродов Называют инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Рассказывают правила работы с режущими инструментами. Готовят рабочее место для приготовления пищи. Выполняют практическое задание: готовят различные виды бутербродов Знакомятся с видами блюд для завтрака, с ингредиентами для приготовления данных блюд. 35 Блюда из яиц гигиенические правила при использовании куриных яиц «Блюда из яиц». Выделяют главное из видеоматериала: история и польза куриных яиц, форма и цвет. Осуществляют поиск в тексте информации о полезных свойствах яиц. Делают запись в рабочую тетрадь. Читают карточку «Пищевая ценность блюд из яиц». Работают с таблицей «Классификация яиц». Записывают в тетрадь рецепты и алгоритм приготовления некоторых блюд. Читают о подготовке к приготовлению некоторых блюд из яиц. Повторяют правила безопасной работы с режущими предметами Повторяют правила работы с режущими инструментами и подготовки места для приготовления пищи. Выполняют практическое задание: приготовление блюда из яиц Повторяют инструктаж по правилам поведения во время экскурсии. Рассказывают правила поведения и алгоритм 52 Приготовление некоторых блюд для завтрака. Яйца отварные; яичницаглазунья 1 Практическая работа: приготовление отварных яиц, яичницы-глазуньи 53 Стоимость и расчет продуктов для завтрака 1 Экскурсия в продуктовый магазин Просматривают видеоматериал «Блюда из яиц». Выделяют главное из видеоматериала: история и польза куриных яиц, форма и цвет. Осуществляют поиск в тексте информации о полезных свойствах яиц. Делают запись в рабочую тетрадь. Читают карточку «Пищевая ценность блюд из яиц». Работают с таблицей «Классификация яиц». Записывают в тетрадь рецепты и алгоритм приготовления некоторых блюд. Описывают подготовку к приготовлению некоторых блюд из яиц. Повторяют правила безопасной работы с режущими предметами Рассказывают правила работы с режущими инструментами. Готовят рабочее место для приготовления пищи. Выполняют практическое задание: приготовление блюда из яиц Повторяют инструктаж по правилам поведения во время экскурсии. Рассказывают правила поведения и алгоритм 36 покупки товаров в продуктовом магазине. Составляют список покупок, с опорой на меню на день и завтрак. Собирают в корзину нужные ингредиенты для приготовления завтрака. Рассчитывают стоимость продуктов для приготовления завтрака покупки товаров в продуктовом магазине. Составляют список покупок, с опорой на меню на день и завтрак. Собирают в корзину нужные ингредиенты для приготовления завтрака. Рассчитывают стоимость продуктов для приготовления завтрака Знакомятся с магазинами по продаже продуктов питания, с отделами в продуктовых магазинах. Классифицируют отделы в продуктовых магазинах. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе learning.ru – «Отделы в продуктовых магазинах» Рассказывают правила поведения за столом. Рассказывают правила поведения за столом. Знакомятся с правилами приема пищи. Выполняют практические задания на формирование умений правильно вести себя за столом в рамках сюжетно-ролевой игры Повторяют и закрепляют 54 Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах 1 Магазины по продаже продуктов питания. Описание основных отделов в продуктовых магазинах. Правила поведения в магазине. Экскурсия в продуктовый магазин Знакомятся с магазинами по продаже продуктов питания, с отделами в продуктовых магазинах. Классифицируют отделы в продуктовых магазинах. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе learning.ru – «Отделы в продуктовых магазинах» 55 Поведение за столом. Правила приема пищи 1 Формирование правильного поведения за столом, соблюдения этических норм и правил приема пищи 56 Повторный инструктаж 1 Повторение ранее изученного Знакомятся с правилами поведения за столом. Рассказывают правила поведения за столом с опорой на картинки/учебник. Знакомятся с правилами приема пищи. Выполняют практические задания на формирование умений правильно вести себя за столом в рамках сюжетноролевой игры Повторяют и закрепляют 37 по охране труда. Итоговое занятие по теме 57 Городской транспорт. Виды городского транспорта материала. Закрепление правил по технике безопасности при работе на кухне. Тестирование для систематизации полученных знаний 1 изученные знания в разделе. Повторяют правила по технике безопасности при работе на кухне. Выполняют тест Транспорт – 5 часов Основные виды транспортных средств, Знакомятся с основными видами имеющихся в городе. транспортных средств. Различие видов городского транспорта Определяют понятие «общественный транспорт», «пассажирский транспорт». Работаю с учебником: «Транспорт – это удобно». Выполняют предложенные задания в учебнике и отвечают на вопросы с опорой на текст. Выполняют интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru «Виды транспорта» изученные знания в разделе. Рассказывают правила по технике безопасности при работе на кухне. Выполняют тест Знакомятся с основными видами транспортных средств. Определяют понятие «общественный транспорт», «пассажирский транспорт». Работаю с учебником: «Транспорт – это удобно». Выполняют предложенные задания в учебнике и отвечают на вопросы. Выполняют интерактивное задание на цифровой образовательной платформе learning.ru «Виды транспорта» 38 58 Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте 1 Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Способ оплаты в общественном транспорте. Правила поведения в городском транспорте Знакомятся с правилами поведения в транспорте, на улице и на остановке. Рассказывают правила с опорой на картинки. Просматривают презентацию «Способы оплаты в общественном транспорте»: изучают виды и отплату проезда. Выполняют задание на карточке с опорой на текст в учебнике. Разыгрывают ролевую игру «Покупка билета» Знакомятся с правилами поведения в транспорте, на улице и на остановке. Рассказывают правила с опорой на картинки. Просматривают презентацию «Способы оплаты в общественном транспорте»: изучают виды и отплату проезда. Выполняют задание на карточке с опорой на текст в учебнике. Разыгрывают ролевую игру «Покупка билета» 59 Правила дорожного движения 1 Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице Знакомятся с правилами дорожного движения, правилами проезда в транспорте и передвижениях на улице. Читают информационные буклеты. Изготавливают знаки дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе с помощью раздаточного материала 60 Проезд из дома в образовательную организацию 1 Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Способ передвижения до школы и обратно. Правила дорожного движения Работаю с учебником: читают текст, отвечают на вопросы и выполняют задания. Создают маршрутные карты от дома до школы с помощью раздаточного материала Рассказывают правила дорожного движения, правила проезда в транспорте и передвижениях на улице. Создают информационные буклеты с правилами передвижения по улице. Изготавливают знаки дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе Работаю с учебником: читают текст, отвечают на вопросы и выполняют задания. Создают маршрутные карты от дома до школы с помощью раздаточного материала 39 61 Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда 1 62 Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования 1 63 Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на 1 Виды городского транспорта. Выстраивание и выбор рационального маршрута проезда от дома до разных точек населенного пункта. Стоимость проезда в нужный пункт назначения. Способы оплаты в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте и на остановке Знакомятся с алгоритмом составления маршрута в разные точки населенного пункта. Рассчитывают стоимость проезда в нужный пункт назначения совместно с учителем. Создают маршрутные листы с нужным маршрутом с помощью раздаточного материала. Повторяют правила поведения в транспорте, на улице и правила дорожного движения. Закрепляют знания с помощью настольной игры «Правила дорожного движения» Средства связи – 3 часа Знакомство с основными средствами Знакомятся с основными связи. Их назначение. Правильное средствами связи. Работают с пользование средствами связи учебником: читают текст, выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы. Дают характеристику средствам связи с опорой на наглядный материал Знакомство с понятием телефонная Знакомятся с понятием связь. Классификация видов «телефонная связь». телефонной связи. Влияние на Просматривают презентацию здоровье излучений мобильного «Виды связи»: знакомятся с телефона. Формирование бережного историей возникновения и отношения к собственному здоровью эволюции телефона и Знакомятся с алгоритмом составления маршрута в разные точки населенного пункта. Рассчитывают стоимость проезда в нужный пункт назначения совместно с учителем. Создают маршрутные листы с нужным маршрутом с помощью раздаточного материала. Повторяют правила поведения в транспорте, на улице и правила дорожного движения. Закрепляют знания с помощью настольной игры «Правила дорожного движения» Знакомятся с основными средствами связи. Работают с учебником: читают текст, выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы. Дают характеристику средствам связи с опорой на наглядный материал Знакомятся с понятием «телефонная связь». Просматривают презентацию «Виды связи»: знакомятся с историей возникновения и эволюции телефона и 40 здоровье излучений мобильного телефона 64 Номера телефонов экстренной службы 1 65 Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст, дни рождения 1 телефонной связи. Выполняют задание в таблице по классификации видов телефонной связи. Читают памятки о влиянии излучений мобильного телефона на здоровье человека при длительном использовании устройства Номера телефонов экстренной службы. Знакомятся с презентацией Алгоритм и правила при разговоре с «Телефоны экстренной службы» экстренной службой - записывают телефоны служб в рабочую тетрадь. Изучают алгоритм и правила разговора с экстренными службами. Записывают в тетрадь основные правила при разговоре. Практическое упражнение: вызов экстренной службы Семья – 3 часа Определение слова «Семья». Знакомятся с понятием «семья». Представление о составе семьи: ФИО Беседуют с учителем и всех членов семьи, возраст, дни одноклассниками: зачем нужна рождения семья и её роль в жизни каждого человека. Просматривают презентацию «Родственные отношения в семье», отвечают на вопросы учителя. Составляют краткий рассказ с помощью карточек и картинок о своей семье телефонной связи. Выполняют задание в таблице по классификации видов телефонной связи. Читают памятки о влиянии излучений мобильного телефона на здоровье человека при длительном использовании устройства Знакомятся с презентацией «Телефоны экстренной службы» - записывают телефоны служб в рабочую тетрадь. Изучают алгоритм и правила разговора с экстренными службами. Записывают в тетрадь основные правила при разговоре. Практическое упражнение: вызов экстренной службы Знакомятся с понятием «семья». Беседуют с учителем и одноклассниками: зачем нужна семья и её роль в жизни каждого человека. Просматривают презентацию «Родственные отношения в семье», отвечают на вопросы учителя. Составляют краткий рассказ с помощью карточек и картинок о своей семье 41 66 Место работы членов семьи, должности, профессии 1 Место работы своих родителей, ближайших родственников. Рассказ о своей семье 67 Семейные традиции. Моя семья 1 Проектная деятельность 68 Итоговое занятие 1 Работают с учебником: прочитывают текст, выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы. Учатся рассказывать о себе и своей семье по предложенному шаблону/алгоритму: состав семьи, фамилия, имя, отчество свои и членов семьи, возраст, дата рождения, профессия и место работы. Рассказывают о своей семье с опорой на подготовленный текст Работают с учебником: прочитывают текст, выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы. Учатся рассказывать о себе и своей семье по предложенному шаблону/алгоритму: состав семьи, фамилия, имя, отчество свои и членов семьи, возраст, дата рождения, профессия и место работы. Рассказывают о своей семье с опорой на подготовленный текст Работают с учебником: подготовка к проектной работе «Моя семья». Собирают информацию о своей семье, картинки, фотографии. Создают личный проект «Моя семья» Работают с учебником: подготовка к проектной работе «Моя семья». Собирают информацию о своей семье, картинки, фотографии. Совместно с учителем создают личный проект «Моя семья» Итоговое занятие – 1 час Обобщение изученного в течение года. Повторяют и закрепляют ранее Повторяют и закрепляют ранее Выполнение итогового теста изученный материал. Выполняют изученный материал. тест Выполняют тест 42