Утверждена Педагогический совет Протокол №1 от 30.08.2023 г. Утверждена и введена в действие приказом директора от 30.08.2023 г. №248-од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ КУРС «ЛОГОРИТМИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.2) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 151 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург 2023 Содержание с 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3 2. Общая характеристика обучающихся с ТНР…………..…………………..…………….….5 3. Общая характеристика коррекционного курса …………………………………………….6 3.1 Описание места коррекционного курса в учебном плане…………………….………..10 4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса……………………………….11 5.Основное содержание программы «Логоритмика»………………………………………...13 5.1.Структура занятия по логопедической ритмике………………………………………..19 6. Тематическое планирование курса…………………………………………………..………22 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………..33 8. Список литературы…………………………………………………………………………..35 1.Пояснительная записка Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)вариант 5.2. Программа предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Логопедическая движения ритмика сочетаются с этосистемадвигательныхупражнений,вкоторыхразличные произнесением специального речевого материала. Этоформаактивнойтерапии,направленнойнапреодолениеречевогоисопутствующихнарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и вконечномитогеадаптациюребенкак условиямвнешнейивнутреннейсреды.Укрепляется костномышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Воздействие на детей средствами логопедической ритмики способствует общему развитию, нормализации двигательных функций, коррекции речевых нарушений. Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логоритмика» составлена на основе: - Закона Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373); - постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); - постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - рабочая программа составлена на основе программы коррекционного курса «Логоритмика» для 1 – 5 классов Колодницкой Л.К. и Абакумовой В.Н.. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи. Развитие переключению, детей отличается низким уровнем сформированностью символичных неустойчивым вниманием, словесно-логического функций, неспособностью мышления, психической к недостаточной истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Тематическое планирование составлено на основе программы коррекционного курса «Логоритмика» для 1 – 5 классов Колодницкой Л.К. и Абакумовой В.Н.. За основу предлагаемой программы взято последовательное развитие тем. Каждая из тем рассматривается через постепенное усложнение и расширение понятий, через обогащение музыкально-двигательными образами. Благодаря такому подходу идет активное развитие речевых и неречевых процессов, увеличивается способность воспринимать и анализировать музыку. Такая преемственность тематического построения создает условия для урока, единства всех составляющих видов деятельности, расширяет целостности возможности коррекционной работы. Таким образом, идет активное развитие психических процессов и восприятия музыки. На занятиях логопедической ритмики, укрепляется костно-мышечный улучшаются моторные грацию функции, дыхание, формируется правильная движений; двигательные представления. навыки и аппарат, осанка, походка, умения, пространственные 2. ОбщаяхарактеристикаобучающихсясТНР Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Обучающиеся с ТНР (вариант5.2), находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е.Левиной), характеризуются использованием, хотя и общеупотребительных постоянного, слов, не но способны искаженного и ограниченного дифференцированно обозначать запаса названия предметов, действий, отдельных признаков. Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи сэлементами Произношение лексико-грамматического детей и характеризуется фонетико-фонематического недифференцированным недоразвития. произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования. Запоследниегодыотмечаетсязначительныйростколичествадетей,имеющихособыеобразо вательныепотребностии(или)ограниченныевозможностиздоровья.Большее их количество тяжелые нарушение речи: алалия, дизартрия, заикание, афазия, ринолалия, являющиеся как первичными нарушениями, так и вторичными (как следствие ограниченных возможностей здоровья ребёнка). При нарушениях речи, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие переключению, детей низким отличается уровнем неустойчивым вниманием, словесно-логического неспособностью мышления, к психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Поэтомуданнаякоррекционно-образовательнаяпрограмма,направленанаисправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений. 3. Общая характеристика коррекционного курса В программе предусмотрено решение оздоровительных, образовательных (познавательных), коррекционных (практических) задач. Цель коррекционно-развивающего курса: создание условий для усвоения основной образовательной программы путём коррекции профилактики речевых нарушений у обучающихся с ТНР по средством коррекционно-развивающей работы на основе сочетания слова, движения и музыки. Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся. Задачи логопедической ритмики. В отдельном периоде решаются различные задачи: Первый год обучения: 1. Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности. 2. Развитие мышечного ощущения направления движения. 3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания. 4. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности. 5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи. Второй год обучения: 1. Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений. 2. Формирование навыка осознанного восприятия пространства. 3. Постепенное отделение исполнительства от подражания. 4. Стимуляция творческой активности. 5. Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. Третий год обучения: 1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности. 2. Развитие музыкально-пластических способностей. 3. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения. 4. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности. 5. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики. Четвертый год обучения: 1. Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально- ритмического мышления. 2. Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений. 3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности. 4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром. 5. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения. Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы. Соответственно целям и задачам реализуются следующие направлениякоррекционной работы: развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов); развитие общей и мелкой моторики; коррекция эмоционально-поведенческих расстройств; активизация исполнительской деятельности. Реализация программы «Логопедическая ритмика» проходит по разным направлениям: Направление работы на занятиях Работа над дыханием. Темп и ритм дыхания Работа над оральным праксисом Вид коррекционной работы Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи. Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка. Упражнения на основе точности, скорости общих движений рук, ног, головы. Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа. Работа над просодией речи Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха. Работа над темпом и ритмом Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи. речи При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст. Развитие голоса Использовать ортофонические упражнения, направленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции. Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж, расслабление шеи. фонематического Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм). Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку. звуковысотного Пение песен с показом рукой направления мелодии, отстукивание ритма, темпа. Развитие восприятия Развитие слуха Воздействие логопедической ритмики направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционные задачи на занятиях с учащимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него. В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные и сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений. Решение воспитательных задач содействует развитию чувства ритма и способности ощущать ритмическую способностей, выразительность, воспитанию проявлению положительных личностных художественно-творческих качеств, формированию организаторских способностей. В программе реализуются разработанные шесть блоков всестороннего развития и коррекции нарушений в сочетании с лексическими темами. Каждый структуру урока, с последующим блок отражает проведением пяти занятий с поэтапной направленностью. Вся работа в блоках взаимосвязана, многогранна и многофункциональна. Коррекционная направленность логоритмических занятий соответствует АООП НОО обучающихся с ТНР и обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи. Специфика искусства, каким является логопедическая ритмика, требует особого построения занятия. Предлагается сквозное развитие построения занятий с введением частных и общих кульминаций, что позволяет не дробить занятие логоритмики на различные виды деятельности и добиваться его целостности. В основу программы по логопедической ритмике положены органично взаимосвязанные и взаимозависимые принципы: Общедидактические принципы: - систематичность, который предопределяет последовательность изложения материала всего курс. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах; - сознательности и активности, опирающийся на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности; - наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное ощущение и желание его воспроизвести; - доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями; - постепенного повышения требований. Специфические принципы: - развитие, предполагает развитие личности ребенка, сохранных функциональных систем и неречевого и речевого процессов; - этиопатогенетический, объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости РТ причины и патогенеза речевого расстройства; - учет симптоматики, определяет физические возможности детей с речевой патологией, их истощаемость, ослабленность, повышенную утомляемость; - комплексности, предполагает связь курса с другими медико-психолого- педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности. Принципы Орф-подхода - структурирование урока и развития материала: от «отправной точки» до «пункта назначения»; - от практики к теории (принцип обучения в действии – «учимся, делая и творя»); - принцип диалога культур различных народов. В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются различные приемы и методы: Наглядно-зрительные : - показ образца движения или отдельных двигательных элементов; - подражание образцам окружающей жизни; - использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (презентаций, видеофрагментов, картин); Тактильно-мышечных: - включение в двигательную деятельность дополнительного оборудования; Наглядно-слуховые: - звуковая регуляция движений с помощью музыки, песенок, попевок с использованием различных музыкальных инструментов, в том числе и народных (дудочка, бубен, ложки, колокольчики). Словесные: - обращены к сознанию, помогают осмыслить поставленную задачу и выполнить нужные упражнения; Игровые и соревновательные: - наиболее доступныеи продуктивные сточкизрения достижения результата, позволяют в активном взаимодействии совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивать ловкость, быстроту реакции,творческую инициативу. Используемые педагогические технологии.Программа предусматривает проведение уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением следующих технологий обучения: - технологии телесно-ориентированной методики «СО-творение» Е.В, Максимовой с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна; - информационно-коммуникационные технологии; - арт-технологии; - здоровьесберегающие технологии; - технология интегрированного обучения. Дидактический материал подбирается из лучших образцов стихотворного, песенного фольклора и детской музыкальной литературы. Активно вовлекается в музицирование и классической музыкальный материал. Урок «Логопедической ритмики» - прежде всего коррекционный урок, но присутствие музыкальной составляющей делает его поистине творческим,способствует разностороннему формированию личности ребенка. 3.1. Описание места коррекционного курса в учебном плане Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает логопедический «Логопедическая курс коррекционно-развивающую область. ритмика» представленный в Коррекционнокоррекционно- развивающей области учебного плана реализуется в объеме 33 часа (1 час в неделю) в первом классе, 34 часа (1часв неделю) во 204 классах 4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим основу требований ФГОС, выпускник начальной школы в соответствии с индивидуальными особенностями его развития, состояния здоровья и речи должен продемонстрировать планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты изучения дисциплины «Логопедическая ритмика». Однако результаты освоения программы во многом определяются уровнем речевого развития (I уровень; II уровень;III уровень по Р.Е. Левиной), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартирия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы являются: - сформированность сенсорной и двигательной сфер детей, координация механизмов движения и речи, речи и музыки, зрелости всех сенсорных компонентов развития ребенка в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления; - сформированность коммуникативных навыков; - сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение всеми уровнями построения движений и психики. Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностныерезультаты: 1. Целостноевосприятиеокружающегомира. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебнойдеятельностии формированиеличностного смыслаучения. 3. Формированиерефлексивнойсамооценки,уменияанализироватьсвоидействияи управлять ими. 4. Развитиенавыковсотрудничествасовзрослымиисверстникамивразличныхсоци альных ситуациях,умения несоздавать конфликтов и находить выходыизспорныхситуаций. 5. Положительноеотношениекшколеиучебнойдеятельности. 6. Знаниеивыполнениеправилработывгруппе,доброжелательноеотношениексвер стникам,бесконфликтноеповедение,стремлениеприслушиватьсякмнениюодноклассников. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать задачиучебнойдеятельности,поискасредствеёосуществления. и сохранять цели и 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определятьнаиболееэффективныеспособы достижениярезультата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств строить речевое для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение навыками осознанно высказывание в соответствии с задачами коммуникации составлять тексты в устной форме. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в контроль в совместной совместной деятельности; осуществлять взаимный деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты по средством учёта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 11. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. 12. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда). 13. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля). 14. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметныерезультаты Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Логопедическая ритмика» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающегося с ТНР. Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Логопедическая ритмика» выступают: 1. Сформированность слухового восприятия (ритмического, гармонического, звуковысотного, тембрового, динамического слуха); 2. Сформированность сукцессивных функций рядо-восприятия и рядо- воспроизведения; 3. Сформированность умения различать звучания различных по высоте источников звуков; 4. Сформированность умений концентрировать, переключать и распределять внимание между сигналами различной модальности; 5. Увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой, двигательной памяти; 6. Сформированность умений регулировать мышечный тонус, выполнять произвольные движения общескелетной/артикуляторной мускулатуры; 7. Сформированность всех параметров общих (ручных), артикуляторных движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной организации двигательного акта; 8. Сформированность чувства музыкального темпа, ритма и чувства ритма вдвижении; 9. Сформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания, умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений; 10. Умение произвольно изменять акустические характеристики голоса, пользоваться разнообразием просодического оформления речи, правильно артикулировать звуки во время пения; 11. Совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи. 5. Основное содержание программы «Логоритмика» В программе предусмотрена реализация шести блоков по 5 – 6 занятий в каждом: I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Задачи: Развивать слуховое внимание, правильный темп и ритм дыхания, мимику и пантомимику у детей, адекватные формы проявления эмоций, ритма, работы над голосом, решать лексические задачи. Дыхание, голосообразование, артикуляция – единые взаимообусловленные процессы, поэтому необходимо добиваться: тренировки дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции одновременно. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности) Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения) III. Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения) IV. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса) I. II. Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение) VI. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, V. соблюдение чувства меры и дозированности внушений) II БЛОК. Развитие орального праксиса. Задачи: Воспитание правильной осанки, естественного голосообразования; формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи. Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, правильного звукопроизношения. I. Организационный момент (Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата) II. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура) III. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание) IV. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении) V. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) VI. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение) II БЛОК. Развитие орального праксиса. Задачи: Воспитание правильной осанки, естественного голосообразования; формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи. Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, правильного звукопроизношения. VII. Организационный момент (Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата) VIII. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура) IX. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание) X. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении) XI. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) XII. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение) IV БЛОК. Речь – ритм – движение. Задачи: Развитие зрительного и пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, моторики; умение выполнять упражнения в определённом заданном направлении; развитие общей и мелкой моторики; регуляции мышечного тонуса; выдерживание ритма движений и соотнесение речи и движения. Использовать музыку, бубен, хлопки, барабан. I. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание) II. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата) III. Психогимнастика(Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал) IV. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой; упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты) V. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой) VI. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление) V БЛОК. Развитие мышечной активности. Задачи: Вырабатывание двигательных навыков, ритма, музыкального метра, темпа, развитие творческих способностей; способствование развитию мышечной активности, координации движений, произвольного внимания; формирование правильной осанки; содействие перестройке различных систем: сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Работа над увеличением лексического запаса. I. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики) II. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений) III. Теневой театр. Мелкая моторика. IV. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения) V. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением) VI. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «мягкая» придыхательная атака). VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи. Задачи: Развивать фонематическое восприятие, чувство музыкального размера и метра, продолжать работать над темпом и ритмом дыхания, совершенствовать движения и артикуляцию речевых органов, специальных мимических мышц, формировать слуховое внимание и память. Решать задачу эстетического развития детей, творческих слуховых восприятий. I. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном выдохе) II. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса) III. Темп, паузация, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения) IV. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи) V. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве) VI. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения). Каждый блок, в свою очередь, состоит из пяти разделов. Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ТНР используются: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг. 1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. 1.1. Вокальное музицированиепредполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. 1.2.Инструментальноемузицированиеявляется основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов. 2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационнорегулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, дифференцированным порой недостаточно движениям, что, управляемых несомненно, движений свидетельствует к о тонким, появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений. 2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. 2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. 2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу [Теплов, 1947; Зееман, 1962]. 3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения — понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии. 3.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. 3.2. Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики. 4. Эмоционально-волевой тренинг. Данный раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь не директивным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) [Психогимнастика в тренинге, 2001] и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности. Основные признаки комплекса неполноценности: страх и неуверенность; чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность; зависимость и замкнутость; эмоциональная инфантильность. Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи. 5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от нагляднодейственного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка. Диагностика. Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и классными руководителями. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. 5.1. Структура занятия по логопедической ритмике При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата. Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 минут. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинноследственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию. В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг), формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся упражнения. Для инструментальноемузицирование снятия мышечного и или эмоционального танцевально-ритмические напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия. Общая характеристика средств логопедической ритмики. Основной принцип перечисленных всех видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Следующим принципом использования средств логопедической ритмики является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение в содержательный материал урока речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который в свою очередь, способствует развитию ритмичности движений. Средствами логопедической ритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие упражнения, мышечный речевые тонус, упражнения, упражнения без активизирующие музыкального внимание, сопровождения, счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями, игровая деятельность. Структура занятий логопедической ритмики включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Учитывая особый контингент детей, урок логопедической ритмики проводится в форме фронтального урока один раз в неделю, как релаксационное мероприятие. В течение 30 минут решаются в комплексе оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. В содержание занятий включены задания по развитию общей и мелкой моторики, ритма, темпа, дыхания, артикуляции, а также упражнения по коррекции психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления) в сочетании с музыкой и движениями. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Представленная система логопедического воздействия носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукобуквенного анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связанным высказыванием, нормализацией дыхания, темпа и ритма речи, умением владеть своим телом. Спецификой работы является сочетание дифференцированной артикуляционной гимнастики с логопедической ритмикой. Занятия способствуют развитию дифференцированного слухового восприятия, зрительно-кинестетических ощущений, формированию простых моторных координаций. Успех логопедических занятий во многом зависит от раннего начала и систематического проведения; от развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; самоутверждения, саморегуляции и контроля. 6. Тематическоепланированиекурса 1 класс (всего 33 часа, в неделю 1 час) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема занятия Содержание занятия I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания Исследование состояния слухового внимания детей, Диагностика восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. «Любимые 1. Организационный момент (Создание у детей игрушки» готовности, установки к деятельности) (Игрушки) 2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения) «Грустная 3. Психогимнастика (Интонационность, выразительность сороконожка» речи, мимические упражнения) (Одежда) 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа «Едем в гости к над темпом, ритмом, высотой, силой голоса) ежику» 5. Слуховое восприятие и память (Работа над (Признаки осени) интонационной стороной речи, музыкальное «Забавные сопровождение) вещицы» 6. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, (Предметы саморасслабление, соблюдение чувства меры и туалета) дозированности внушений) «Озорные друзья» (Игрушки) II БЛОК. Развитие оральногопраксиса Сказка «Когда 1. Организационный момент (Воспитание правильной можно плакать» осанки, работа над дыханием, формирование точных (Домашние движений артикуляционного аппарата) животные) 2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков «Кто сказал: звукового и морфологического анализа слов; разная «Мяу»?» ритмическая структура) (Домашние 3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение животные) включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), Сказка «Про внутреннее внимание) девочку, которая 4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие плохо кушала» интонационной стороны речи, словарная работа; (Посуда) музыкальное сопровождении) Сказка «Теремок» 5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Продукты (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) питания) 6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по «Снежная всем группам мышц: «послушное» переключение дорожка» (Признаки зимы) III БЛОК. Формирование фонематического восприятия Сказка 1. Организационный момент (Работа над правильностью «Рукавичка» процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание) (Дикие животные) 2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; «Елочный звукобуквенный анализ) хоровод» (Елочные игрушки) 3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, «Новогодние классификаций, лексического значения слов) забавы» 4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных (Новый год) Колво часов 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. «Самый лучший праздник» (Новогодние игры) Сказка «Ежик и Ершик» (Дикие животные) черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера) 5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.) 6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением) IV БЛОК. Речь – ритм – движение «Ку-ка-ре-ку, или 1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу как петушок свою голоса, на правильное дыхание) песню искал» 2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Домашние (Подражательность, активность, фантазирование, животные) импровизация; тренинг мышц голосового аппарата) 3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, «Сказки бабушки представления, этюды; лексический материал) Маланьи» (Домашние птицы) 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой; упражнения Сказка «Три на метрический, переходный, неожиданный акценты) медведя» 5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, (Мебель) «Водичка, водичка, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления умой мое личико» своей эмоциональной сферой) (Человек; части 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление) тела) «Меня зовут Чебурашка» (Части тела) V БЛОК. Развитие мышечной активности «К бабушке на 1. Организационный момент (Упражнения на оладушки» формирование общей и мелкой моторики) (Семья) 2. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений) «Волк и семеро 3. Теневой театр. Мелкая моторика. козлят на новый 4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; лад» (Праздник буквы-упражнения) бабушек и мам) Сказка «О том, как 5. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения, Гном покинул подвижные игры с речевым сопровождением) дом» (Семья) 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, «Весенний тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», ветерок» «мягкая» придыхательная атака) (Признаки весны) «О чем поют воробушки...» (Птицы) VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи «Веселый 1. Организационный момент (Дыхание; работа над паровозик» произношением коротких и распространенных фраз на (Транспорт) одном выдохе) 2. Работа над голосом (Относительная сила произношения «Давайте слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки познакомимся» регулирования силы голоса) (Профессии) 3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое «Солнце и тучка» формирование речи; выработка дыхания; нормы (Цветы) литературного произношения) «Жуки4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалогимузыканты» экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; (Насекомые) 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 32. «На лужайке у реки» (Лето) «Раз ромашка, два ромашка...» (Цветы лета) 33. Диагностика 31. изменение мелодико-интонационной стороны речи) 5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве) 6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения). Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий. 1 1 1 2 класс (всего 34 часа, в неделю 1 час) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 12. 13. Тема занятия Содержание занятия I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения Диагностика ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. 1. Организационный момент (Создание у детей «До свиданья, готовности, установки к деятельности) лето» (Летние Звуки) 2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения) «О дождике и 3. Психогимнастика(Интонационность, выразительность настроении» речи, мимические упражнения) (Признаки осени) «Ежик - портной» 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса) (Фрукты) 5. Слуховое восприятие и память (Работа над Сказка «Пых» интонационной стороной речи, музыкальное (Овощи) сопровождение) «Наш огород» 6. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные (Овощи, фрукты) «Дождик шлепает тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений) по лужам» (Признаки осени) II БЛОК. Развитие оральногопраксиса 1. Организационный момент (Воспитание правильной «Путешествие в осанки, работа над дыханием, формирование точных сказку движений артикуляционного аппарата) «Башмачки» (Домашние 2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и животные) невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная «Мы не можем ритмическая структура) друг без друга» 3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение (Домашние включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), животные) внутреннее внимание) «Трали-Вали» 4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие (Посуда) интонационной стороны речи, словарная работа; Сказка «Как музыкальное сопровождении) звери варили 5. Подвижная игра с речевым сопровождением компот» (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) (Продукты 6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по питания) всем группам мышц: «послушное» переключение «Кто в домике живет?» (Игрушки) «В гостях у Снеговика» (Признаки зимы) III БЛОК. Формирование фонематического восприятия 1. Организационный момент (Работа над правильностью «Приключения процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание) маленькой Бабы 2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, Яги» (Новый год) шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; «Мороз трещит и звукобуквенный анализ) колется» (Зимние 3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных забавы) Кол-во часов 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 14. 15. 16. 17. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 26. 27. 28. 29. 30. «Приключения детей и зверей в зимнем лесу» (Дикие животные) «Верное средство» (Дикие животные) «Котенок «Гав»» (Домашние животные) «Веселая карусель» (Домашние птицы) понятий, классификаций, лексического значения слов) 4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера) 5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.) 6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением) 1 1 1 1 IV БЛОК. Речь – ритм – движение 5 1 «Путешествие по 1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание) старому дому» (Мебель) 2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, 1 «Расти, коса, до импровизация; тренинг мышц голосового аппарата) пояса» 3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, (Человек; части представления, этюды; лексический материал) тела) 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с 1 «Носик, привет, незначительной психофизической нагрузкой; упражнения привет!» на метрический, переходный, неожиданный акценты) (Части тела) 5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, 1 «Красная темпа, метра музыкального восприятия (Словарная Шапочка и ее работа; логическое ударение; овладение навыками друзья» (Мамин праздник) управления своей эмоциональной сферой) 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление) 1 «Мы за солнышком идем» (Признаки весны) V БЛОК. Развитие мышечной активности 4 1. Организационный момент (Упражнения на 1 «Родной дом» (Семья) формирование общей и мелкой моторики) 2. Физкультминутки с движениями (Формирование 1 «А что у вас?» словарного запаса, координации, слов-движений) (Профессии) 3. Теневой театр. Мелкая моторика. 1 Сказка «Как 4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; поссорились буквы-упражнения) иголка с ниткой» 5. Безречевые подвижные игры со значительной и (Профессии) активность (Танцевальные движения, 1 «Едем, летим или умеренной подвижные игры с речевым сопровождением) плывем?» 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, (Транспорт) тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «мягкая» придыхательная атака) VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи 1. Организационный момент (Дыхание; работа над 1 «Волшебный произношением коротких и распространенных фраз на клубочек» (Наш город) одном выдохе) 2. Работа над голосом (Относительная сила 1 «Путешествие на воздушном шаре» произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса) (Наш город) 3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое 1 «Дождь играет в формирование речи; выработка дыхания; нормы прятки» (Цветы) 31. 32. 33. 34. «В траве сидел кузнечик» (Насекомые) «Девочка чумазая» (Лето) «Ах, лето» (Признаки лета) Диагностика литературного произношения) 4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалогиэкспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи) 5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве) 6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационнотанцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения). Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий. 1 1 1 1 3 класс (всего 34 часа, в неделю 1 час) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема занятия Содержание занятия I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения Диагностика ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. 1. Организационный момент (Создание у детей «Осенние краски» (Грибы, готовности, установки к деятельности) ягоды, деревья) 2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения) «Во саду ли, в 3. Психогимнастика(Интонационность, выразительность огороде...» речи, мимические упражнения) (Овощи, фрукты, 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа ягоды) над темпом, ритмом, высотой, силой голоса) Сказка «Щи из 5. Слуховое восприятие и память (Работа над топора» (Овощи, интонационной стороной речи, музыкальное фрукты) «Сарафан надела сопровождение) 6. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные Осень» тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и (Перелетные дозированности внушений) птицы) «О чем рассказал старый дуб» (Признаки осени) II БЛОК. Развитие оральногопраксиса 1. Организационный момент (Воспитание правильной «Дед Егор зовет осанки, работа над дыханием, формирование точных во двор» (Домашние движений артикуляционного аппарата) животные и их 2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и дети) невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная Сказка «Дорога ритмическая структура) на мельницу» (Дикие животные) 3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение Сказка «Проказы включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание) старухи Зимы» (Дикие животные) 4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие Сказка «Как лиса интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении) пробралась в 5. Подвижная игра с речевым сопровождением курятник» (Домашние птицы) (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) 6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по «У нас в гостях всем группам мышц: «послушное» переключение. инопланетяне» (Посуда) «Наше меню» (Продукты питания) III БЛОК. Формирование фонематического восприятия 1. Организационный момент (Работа над правильностью «Ах, эта процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание) Дюдюка!» (Игрушки) 2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; «Путешествие в звукобуквенный анализ) новогоднюю 3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, сказку» Кол-во часов 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значения слов) 4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера) 5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.) 6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением) IV БЛОК. Речь – ритм – движение 1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу «Пау-пауголоса, на правильное дыхание) паучок» (Ткани и одежда) 2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, «Живая шляпа» (Головные уборы, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата) 3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, обувь) представления, этюды; лексический материал) «Три богатыря» 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с (День защитника незначительной психофизической нагрузкой; упражнения Отечества) «Добрые советы» на метрический, переходный, неожиданный акценты) (Мамин праздник) 5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная Сказка «О чем плачет сосулька» работа; логическое ударение; овладение навыками (Признаки весны) управления своей эмоциональной сферой) 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление) V БЛОК. Развитие мышечной активности 1. Организационный момент (Упражнения на «В доме моем» (Семья) формирование общей и мелкой моторики) 2. Физкультминутки с движениями (Формирование Сказка «Откуда словарного запаса, координации, слов-движений) берутся вещи?» 3. Теневой театр. Мелкая моторика. (Профессии, 4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; инструменты) буквы-упражнения) «Мы едем, едем, 5. Безречевые подвижные игры со значительной и едем» умеренной активность (Танцевальные движения, (Транспорт) подвижные игры с речевым сопровождением) «Поездка в 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, Диснейленд» тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», (Транспорт) «мягкая» придыхательная атака) «С ветром наперегонки» (Перелетные птицы) «Полосы и пятнышки» (Животные жарких стран) VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи 1. Организационный момент (Дыхание; работа над Сказка «Почему бабочки летают?» произношением коротких и распространенных фраз на (Насекомые) одном выдохе) над голосом (Относительная сила «Полевая школа» 2. Работа произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; (Цветы лета) навыки регулирования силы голоса) «Песенка 3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое весенних минут» «Синичкин календарь» (Зимующие птицы) «Эх, качусь я с горки...» (Зимние забавы) «Фея Зима» (Признаки зимы) 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 6 1 1 1 33. (Первоцветы) «Дед Мороз и лето» (Лето) Сказка «Старик Годовик» (обобщение по теме «Времена года») 34. Диагностика 32. формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения) 4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалогиэкспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи) 5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве) 6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационнотанцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения). Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий. 1 1 1 4 класс(всего 34 часа, в неделю 1 час) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема занятия Содержание занятия I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания Исследование состояния слухового внимания детей, Диагностика восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. 1. Организационный момент (Создание у детей «Летняя готовности, установки к деятельности) симфония» (Деревья, грибы, 2. Работа над голосом и дыханием (Статические и ягоды») динамические дыхательные упражнения) 3. Психогимнастика(Интонационность, выразительность «Путешествие речи, мимические упражнения) кленового 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа листочка» над темпом, ритмом, высотой, силой голоса) (Признаки осени) 5. Слуховое восприятие и память (Работа над «Путешествие интонационной стороной речи, музыкальное кленового сопровождение) листочка» 6. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные (Овощи, фрукты) тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и Сказка «Чиполлино и его дозированности внушений) друзья» (Овощи, фрукты) «Лягушка- Кол-во часов 6 1 1 1 1 1 1 путешественница» (Перелетные птицы) II БЛОК. Развитие оральногопраксиса 1. Организационный момент (Воспитание правильной «Как поспорили осанки, работа над дыханием, формирование точных волк и пес» (Домашние движений артикуляционного аппарата) животные и их 2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и детеныши) невербальный уровень; развитие и закрепление навыков «Путешествие по звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура) лесу» (Дикие животные) 3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), Сказка «Гадкий внутреннее внимание) утенок» (Домашние птицы) 4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; «Какие бывают музыкальное сопровождении) гости?» 5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Продукты (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса) питания) 6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по «Солнечный луч всем группам мышц: «послушное» переключение в ноябре» (Признаки поздней осени) III БЛОК. Формирование фонематического восприятия 1. Организационный момент (Работа над правильностью «В пещере процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание) Людоеда» (Посуда, 2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, продукты) шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; звукобуквенный анализ) «Птичья 5 1 1 1 1 1 5 1 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. кладовая» («Зимующие птицы») Новогодняя сказка «О чем грустит Домовенок» «Два Мороза» (Зимние забавы) «Спутники зимы» (Признаки зимы) 3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значения слов) 4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера) 5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.) 6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением) 1 1 1 IV БЛОК. Речь – ритм – движение 6 1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу 1 «Марьяголоса, на правильное дыхание) искусница» (Ткани, одежда) 2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, 1 «Сказка старого импровизация; тренинг мышц голосового аппарата) башмака» 3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, (Обувь, головные представления, этюды; лексический материал) уборы) 4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с 1 «Карта незначительной психофизической нагрузкой; упражнения путешествий» на метрический, переходный, неожиданный акценты) (День защитника 5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, Отечества) темпа, метра музыкального восприятия (Словарная 1 «Задушевный работа; логическое ударение; овладение навыками разговор» (Мамин праздник) управления своей эмоциональной сферой) 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление) 1 Сказка «Мамы всякие важны» (Профессии наших мам) «Путешествие капельки» (Признаки весны) V БЛОК. Развитие мышечной активности 6 момент (Упражнения на 1 «Как птицы царя 1. Организационный формирование общей и мелкой моторики) выбирали» (Перелетные 2. Физкультминутки с движениями (Формирование птицы) словарного запаса, координации, слов-движений) 1 «Приятная весть» 3. Теневой театр. Мелкая моторика. 4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; (Первоцветы) буквы-упражнения) 1 «Эти забавные 5. Безречевые подвижные игры со значительной и животные» активность (Танцевальные движения, (Животные жарких умеренной подвижные игры с речевым сопровождением) стран) 6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, 1 Сказка тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «Снегурочка» «мягкая» придыхательная атака) (обобщение по теме «Времена года») 1 «Что всего дороже» (Семья) 1 Сказка «Мегаполис»(Про 29. 30. 31. 32. 33. 34. фессия, инструменты) VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи «Вчера и сегодня» 1. Организационный момент (Дыхание; работа над (Транспорт) произношением коротких и распространенных фраз на одном выдохе) «Экскурсия по 2. Работа над голосом (Относительная сила Воронежу» произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; (Транспорт) навыки регулирования силы голоса) «Дважды два 3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое четыре» формирование речи; выработка дыхания; нормы (Школа) литературного произношения) «Комариные 4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалогисоветы» экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; (Насекомые) изменение мелодико-интонационной стороны речи) «Цветик5. Подвижные игры с речевым сопровождением семицветик» (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, (Цветы лета) владение собственным телом, ориентировка в пространстве) 6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационнотанцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения). Повторное исследование состояния слухового внимания Диагностика детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий. 6 1 1 1 1 1 1 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Реализация программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов). Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Рекомендовано наличие зеркала, фортепиано (синтезатора), музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. Игрушки-инструменты, издающие звуки диатоническим и только одной хроматическим высоты: дудки, звукорядами: свирели. Игрушки-инструменты металлофоны, колокольчики. с Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. Технические средства: Ноутбук; проектор; музыкальный центр; принтер; сканер; музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: Бланки с заданиями по темам; картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных; картинки по лексическим темам и по литературным произведениям; картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений; схемы-планы, модели. Игровой и спортивный инвентарь: Музыкальные инструменты; пособия на развитие дыхания; ритмические палочки; массажные мячики «Су-джок». Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики. Рекомендовано наличие ростовых кукол и костюмов зверей. Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий: по логопедии: Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной; «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой; Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской. по логоритмике: Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985 Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006. по оздоровлению детей: Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина; «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. 8. Список литературы 1. Бабушкина Р.Л., Кислякова ОМ. Логопедическая ритмика в системе коррекционно- воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи/под редакцией Г.А.Волковой. – Издание второе: дополненное. – СПб: КАРО,2010 2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.:Владос.-2003 3. Детская логопсихология: под редакцией В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2008 4. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: издательство ГНОМи Д, 2004 5. Лопухина И.В. Логопедия. Речь, ритм, движение – СПб. «Дельта», 1997 6. Федеральная образованиядля адаптированная обучающихся с образовательная ограниченными программа возможностями начального общего здоровья. Приказ Минипросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 7. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. 8. Чистякова М.И. Психогимнастика/под редакцией М.Булкова. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995.