Утверждена Педагогический совет Протокол №1 от 30.08.2023 г. Утверждена и введена в действие приказом директора от 30.08.2023 г. №248-од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТЕСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2) НОО Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 151 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург 2023 Содержание 1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………....3 2. Общая характеристика обучающихся с РАС………………………………………………………….5 3. Общая характеристика коррекционного курса………………………………………………………..7 3.1 Описание места коррекционного курса в учебном плане…………………………………...9 4. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса…………………………...11 5. Содержание обучения………………………………………………………………………………….14 5.1 Структура занятий…………………………………………………………………………….15 6. Тематическое планирование…………………………………………………………………………...17 7. Особенности оценивания результатов обучения……………………………………………………..32 1. Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» для младших школьников с РАС (вариант 8.2) разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.2), в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Программа направлена на коррекцию различных недостатков когнитивного компонента деятельности и познавательного развития данной категории обучающихся. Обучающиеся с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети с РАС испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих. Эти особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков обучающихся с РАС, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации. Программа ориентирована на детей 1-4 классов, обучающихся по варианту 8.2. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми. Вариант 8.2. предполагает, что обучающийся с расстройствами аутистического спектра получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного освоения программы, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Коррекционно-развивающие занятия с детьми начальной школы приобретают особую значимость в учебном процессе, помогают лучшему усвоению предметных знаний, и развитию психических познавательных процессов. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать имеющиеся недостатки. Курс занятий по программе является коррекционно-направленным, опирается на принципы коррекционноразвивающего обучения. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержанияразвития, опора на зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1. этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития; 3 2. постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективыв коррекционно-развивающую работу. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Основные цели программы: создание специальных педагогических условий для детей с РАС, направленных на интеграцию в образовательную и социокультурную среду, помощь в освоении основной образовательной программы НОО, совершенствование учебной деятельности, коррекцию недостатков развития, активизацию познавательной деятельности. Задачи программы : диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности); развитие системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебнопознавательных и практических задач; формирование пространственных и временных представлений; развитие речи; формирование представлений об окружающем мире; восполнение пробелов в знаниях по предметам: математика, окружающий мир; подготовка к усвоению нового; стимулирование интереса к умственной деятельности; формирование позитивной мотивации к обучению. 4 2. Общая характеристика обучающихся с РАС РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Дети с РАС имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении). Эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии. В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально-бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации. Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работы нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются. В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических 5 вычислениях, лингвистические способности. В привычных рамках упорядоченного обучения часть таких детей может усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом. Ребенок этой группы очень привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим обстоятельством. Тем не менее, эти дети хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем. При всех проблемах социального развития, трудностях адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в большинстве случаев способен обучаться в условиях детского учреждения. 6 3. Общая характеристика коррекционного курса Мыслительная деятельность младших школьников с РАС характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного), которое по своему развитию приближается у них к возрастным нормативным требованиям. Кроме того, у детей отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место долгое время занимает игровой. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления младших школьников с РАС как инактивность, малая подвижность, поверхностность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов. Коррекционно-развивающая направленность курса для обучающихся осуществляется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимнооднозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. У обучающихся с ОВЗ в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с РАС, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс: • частая смена видов деятельности; • включение в работу больше анализаторов; • использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы, образцы или планвыполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.) • повторяемость программного материала с усложнением; • дифференциация заданий; • развитие в адекватном темпе; • дозированность подачи материала; • объяснение материала в интересной форме; • вовлечение в занимательную деятельность; • воздействие через эмоциональную сферу; создание ситуации успеха; рефлексия изученного. В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, математикой, ИЗО, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках Повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых 7 предметах для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. В содержание занятий включены задания на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Вариативность игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции. Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает подгрупповые занятия общеразвивающей направленности. В соответствии с результатами обследования, в начале учебного года дети объединены в подгруппы, у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотрены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых осуществляется коррекция и развитие познавательных процессов. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством выполнения заданий, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения познавательной сферы, индивидуальными особенностями детей и сложностями в усвоении программного материала. Основная цель групповых и индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса специальных заданий и упражнений, направленных на преодоление трудностей при обучении математике, формирование представлений об окружающем, развитие интеллектуальных способностей и совершенствование графомоторных навыков обучающихся. Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях. 1. Диагностика и коррекция графомоторного и сенсомоторного развития: • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 8 • развитие навыков каллиграфии; • Развитие артикуляционной моторики; 2. Диагностика и коррекция отдельных сторон развития познавательной деятельности: • развитие зрительного восприятия и узнавания; • развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); • развитие пространственных представлений и ориентации; • развитие представлений о времени; 3. Диагностика, коррекция и развитие основных мыслительных операций: • навыков соотнесенного анализа; • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. 4. Диагностика, коррекция и развитие различных видов мышления: • развитие наглядно-образного мышления; • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи междупредметами, явлениями и событиями). 5. Диагностика и коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения • расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. Диагностический блок работы учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного консилиума и направлен на выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков определение причин и механизмов возникших учебных проблем и условий их преодоления. Дефектологическое обследование представляет собой набор тестовых заданий и специальных методик, разработанных для младших школьников с РАС, и включает в себя исследование различных сторон познавательной сферы, предметных знаний и в целом готовности учащихся к школьному обучению или переходу на следующий его уровень. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. Предлагаемые для дефектологического обследования задания максимально учитывают особенности и возможности данной категории обучающихся, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт. Таким образом, курс «Дефектологические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Коррекционно-развивающая работа может быть правильно организована только на основе диагностики. Это позволяет выявить зону актуального и ближайшего развития ребенка, сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей работы, осуществлять контроль за динамикой развития ребенка. 3.1 Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими 9 занятиями. Данный курс рассчитан на младших школьников с РАС (1 - 4 класс), продолжительность обучения занимает 4 года. Объем программы составляет: в первом классе - 66 ч. в год (33 недели). Во 2-4 классах всего: 68 ч. в год (34 недели). Длительность занятий в первом классе соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25– 30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия. Во 2-4 классах длительность занятий составляет 40 мин. 10 4. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы: Личностные результататы: 1. понимание причин и мотивов эмоциональных проявлений, поведения других людей; 2. принятие и освоение своей социальной роли; 3. формирование и развитие мотивов учебной деятельности; 4. потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия; 5. развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия; 6. способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 7. принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8. овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде; 9. овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); 10. владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности). 11. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 12. коррекция эмоциональной сферы; 13. усвоение поведенческих правил. Метапредметные результататы: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. формированиеумения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 9. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в 11 соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 12. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: математика 1. использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности; 2. овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса; 3. приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях; 4. умение выполнять арифметические действия с числами; 5. накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используядоступные вербальные и невербальные средства). окружающий мир 1. сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; 3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося). Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков развития ребенка с РАС. Его значимость определяется важностью развития познавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции недостатков познавательной сферы, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей. Результатом коррекционно - развивающей работы может считаться не только успешное освоение обучающимися основной образовательной программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно значимых компетенций необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с РАС в различных средах. В процессе изучения курса «Дефектологические занятия» планируется достигнуть следующих 12 результатов: восполнение пробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности; специальную подготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем; обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане); развитие мелкой моторики, владение навыками каллиграфии; умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение ориентироваться в пространстве и во времени, формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления; развитие общеинтеллектуальных умений и навыков; активизацию познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия; активизацию словаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий; воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным предметам; развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности; • формирование основ учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; формирование жизненных компетенций. Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения. 13 5. Содержание обучения I. Развитие восприятия, воображения и осязания. 1) Осязание. В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений. 2) Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. 3) Восприятие формы. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. 4) Восприятие цвета. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование. 5) Восприятие пространства. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги. 6) Восприятие времени. Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи. 7) Слуховое восприятие. Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений. II. Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов. III. Развитие памяти. Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный 14 художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок. IV. Развитие аналитико-синтетической сферы. Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку. V. Развитие личностно-мотивационной сферы. Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 5.1 Структура коррекционных занятий 1. приветствие. 2. рефлексия предыдущего занятия; 3. разминка; 4. основное содержание занятия; 5. рефлексия прошедшего занятия; 6. прощание. В структуре занятий выделяются: Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. План занятия: 1. Вводная часть Создание положительной атмосферы. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. 2. Основная часть. Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания) 3. Заключительная часть Рефлексия. Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы. Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: 15 компьютер, интерактивная доска. Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь. 16 6. Тематическое планирование уроков коррекции познавательной деятельности 1 (1 дополнительный) КЛАСС (всего 66 час, в неделю 2 часа) № п/п Тема занятия 5. Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Развитие моторики, графомоторных навыков 6. Развитие моторики, графомоторных навыков 1. 2. 3. 4. 7. Содержание занятия 1 8. 9. Развитие моторики, графомоторных навыков 10. Развитие моторики, графомоторных навыков 11. Развитие моторики, графомоторных навыков 1 1 1 Знакомство с клеткой, ее углами, сторонами. Упражнение на отличие точки от маленького круга, объемной от плоской фигуры путем рисования по клеточкам. Знакомство с прямыми линиями в разном расположении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями. Развитие крупной моторики (Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела) Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) Работа в технике рваной аппликации 1 1 1 1 1 1 13. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие 14. Тактильно-двигательное восприятие 12. Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. 1 Развитие моторики, графомоторных навыков Развитие моторики, графомоторных навыков Кол-во часов Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» Игры с крупной мозаикой 17 1 1 1 15. Тактильно-двигательное восприятие 1 16. Тактильно-двигательное восприятие 1 17. Тактильно-двигательное восприятие 1 18. Развитие внимания 19. Развитие внимания Развитие устойчивости и переключения внимания. Развитие распределения внимания. Развитие наблюдательности: упражнения. Развитие концентрации внимания. Развитие зрительного внимания. Развитие произвольного внимания. 1 1 20. Развитие внимания 21. Развитие внимания 22. Развитие внимания 23. Развитие внимания 1 24. Кинестетическое и кинетическое развитие 1 25. Кинестетическое и кинетическое развитие 26. Кинестетическое и кинетическое развитие 27. Кинестетическое и кинетическое развитие 28. Кинестетическое и кинетическое развитие 29. Промежуточная диагностика 30. Промежуточная диагностика Восприятие пространства 31. 32. 33. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1 1 1 1 1 1 Диагностика ВПФ Отслеживание динамики развития учащихся Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, Восприятие пространства Восприятие пространства Восприятие пространства 34. 1 18 1 1 1 1 1 1 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 42. Развитие слухового восприятия 43. Развитие слухового восприятия 44. Развитие слухового восприятия 45. Развитие слухового восприятия 46. Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей низ, правая или левая сторона) Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Расположение предметов на листе бумаги. 1 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» Работа с геометрическим конструктором Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) Различение предметов по величине (большой — маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из со составляющих частей по образцу Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 1 1 1 1 1 1 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) Игра «Сравни предметы» Дидактическая игра «Какой детали не 19 1 1 1 1 1 55. Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Восприятие времени Восприятие времени 56. Восприятие времени 57. Восприятие времени 58. Восприятие времени 59. Восприятие времени 60. Восприятие времени 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести 1 1 1 1 1 1 1 1 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» Последовательность событий (смена времени суток) Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» Неделя. Семь суток. Порядок дней недели Дидактическая игра «Веселая неделя» 1 1 1 1 1 1 20 61. Восприятие времени 1 62. Восприятие времени 1 63. 64. 65. 66. Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика 1 Диагностика восприятия. Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. 1 1 1 21 2 КЛАСС (всего 68 час, в неделю 2 часа) № п/п Тема занятия 5. Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Развитие моторики, графомоторных навыков 6. Развитие моторики, графомоторных навыков 1. 2. 3. 4. 7. Развитие моторики, графомоторных навыков 8. 9. Развитие моторики, графомоторных навыков 10. Развитие моторики, графомоторных навыков 11. Развитие моторики, графомоторных навыков 13. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие 14. Тактильно-двигательное восприятие 15. Тактильно-двигательное восприятие Кол-во часов 1 Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. 1 1 1 1 Развитие моторики, графомоторных навыков 12. Содержание занятия Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») Координация движений (игры с мячом, обручем) Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур Графический диктант (по показу) Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Работа в технике объемной аппликации. 1 1 1 1 1 1 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) Кинестетическое и кинетическое развитие Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация 22 1 1 1 1 16. Тактильно-двигательное восприятие 17. Тактильно-двигательное восприятие 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей собственных ощущений Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) 1 1 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине. Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале 1 1 1 1 1 1 1 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) 1 1 23 30. Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Промежуточная диагностика 31. Промежуточная диагностика 32. 28. 29. 1 1 Диагностика ВПФ Отслеживание динамики развития учащихся Восприятие особых свойств предметов 33. Восприятие особых свойств предметов 34. Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений Восприятие особых свойств предметов 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия Восприятие пространства 43. Восприятие пространства 44. Восприятие пространства 45. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Пространственная ориентировка на поверхности парты. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 листа. Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами. Восприятие пространства 46. 1 Восприятие времени 47. 1 Восприятие времени 48. 1 Восприятие времени 49. 1 Восприятие времени Порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «Времена года» Дидактические игры Знакомство с часами (циферблат, стрелки) Меры времени (секунда, минута, час, сутки) Определение времени по часам. Игры с моделью часов 50. Восприятие времени 51. 52. Восприятие времени 1 1 1 Восприятие времени 53. 54. 55. 1 Восприятие времени 1 Восприятие времени 1 56. Развитие внимания 1 57. Развитие внимания 1 58. Развитие внимания 59. Развитие внимания 60. Развитие внимания 61. Развитие внимания 62. Развитие внимания 63. Развитие внимания 1 64. Развитие внимания 1 65. 66. 67. 68. Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика Развитие устойчивости и переключения внимания. Развитие распределения внимания. Развитие наблюдательности: упражнения. Развитие концентрации внимания. Развитие зрительного внимания. Развитие произвольного внимания. 1 1 1 1 1 1 Диагностика восприятия. Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. 1 1 1 25 3 КЛАСС (всего 68 час, в неделю 2 часа) № п/п Тема занятия 5. Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Развитие внимания 6. Развитие внимания 7. Развитие внимания 8. Развитие внимания 9. Развитие внимания 10. Развитие внимания 11. Развитие внимания 12. Развитие моторики, графомоторных навыков 13. Развитие моторики, графомоторных навыков 14. Развитие моторики, графомоторных навыков 15. Развитие моторики, графомоторных навыков 16. Развитие моторики, графомоторных навыков 17. Развитие моторики, графомоторных навыков 1. 2. 3. 4. 18. 19. 20. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Содержание занятия Кол-во часов 1 Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. 1 1 1 1 Развитие устойчивости и переключения внимания. Развитие распределения внимания. Развитие наблюдательности: упражнения. Развитие концентрации внимания. Развитие зрительного внимания. Развитие произвольного внимания. 1 1 1 1 1 1 Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный и на слух) Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)». 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Кинестетическое и кинетическое развитие 26. Кинестетическое и кинетическое развитие 27. Кинестетическое и кинетическое развитие 28. Кинестетическое и кинетическое развитие 29. Кинестетическое и кинетическое развитие 30. Промежуточная диагностика 31. Промежуточная диагностика 21. 22. 23. 24. 32. 33. 34. 35. Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно- Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». 1 1 1 1 1 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) 1 1 1 1 Диагностика ВПФ Отслеживание динамики развития учащихся 1 1 1 Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?» 1 1 1 27 следственных связей 43. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие особых свойств предметов 44. Восприятие особых свойств предметов 45. Восприятие особых свойств предметов 46. Восприятие особых свойств предметов Развитие слухового восприятия 47. Развитие слухового восприятия 48. 49. Развитие слухового восприятия 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) Дидактическая игра «Часть и целое» Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») 1 1 1 1 1 1 1 Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» Различение мелодий по темпу, прослушивание 28 1 1 1 1 1 1 1 музыкальных отрывков 50. Развитие слухового восприятия 51. Развитие слухового восприятия 1 52. Развитие слухового восприятия 1 53. Развитие слухового восприятия 1 54. Развитие слухового восприятия 1 55. Развитие слухового восприятия 1 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени 64. 65. 66. 67. 68. 1 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты Восприятие времени Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Диагностика восприятия. Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. 1 1 1 29 4 КЛАСС (всего 68 час, в неделю 2 часа) № п/п Тема занятия Содержание занятия 6. Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Входная диагностика познавательных процессов Развитие внимания Развитие внимания 7. Развитие внимания 8. Развитие внимания 9. Развитие внимания 10. Развитие внимания 11. Развитие внимания 12. Развитие моторики, графомоторных навыков 13. Развитие моторики, графомоторных навыков 14. Развитие моторики, графомоторных навыков 15. Развитие моторики, графомоторных навыков 16. Развитие моторики, графомоторных навыков 17. Развитие моторики, графомоторных навыков 1. 2. 3. 4. 5. 18. 19. 20. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Кол-во часов 1 Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. 1 1 1 1 Развитие устойчивости и переключения внимания. Развитие распределения внимания. Развитие наблюдательности: упражнения. Развитие концентрации внимания. Развитие зрительного внимания. Развитие произвольного внимания. 1 1 1 1 1 1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении Совершенствование точности мелких движений рук. Графический диктант с усложненными заданиями Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Тактильно-двигательное восприятие Кинестетическое и кинетическое развитие Кинестетическое и кинетическое развитие Кинестетическое и кинетическое развитие Кинестетическое и кинетическое развитие Кинестетическое и кинетическое развитие Промежуточная диагностика 31. Промежуточная диагностика 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинноследственных связей Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) 1 1 1 1 1 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) 1 1 1 1 Диагностика ВПФ Отслеживание динамики развития учащихся 1 1 1 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок). Нахождение нелепиц на картинках Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Дидактическая игра «Лабиринт» 1 1 1 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Составление 31 1 1 43. конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Восприятие особых свойств предметов 44. Восприятие особых свойств предметов 45. Восприятие особых свойств предметов 38. 39. 40. 41. 42. 46. Восприятие особых свойств предметов 47. Развитие слухового восприятия 48. Развитие слухового восприятия 49. Развитие слухового восприятия 50. Развитие слухового восприятия 51. Развитие слухового восприятия 52. Развитие слухового восприятия сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) Дидактическая игра «Назови цвет» Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкиепазлы). Узнавание предмета по одному элементу Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» 1 1 1 1 1 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». Упражнения в измерении веса предметов на весах 1 1 1 1 1 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». 1 1 1 1 1 32 53. Развитие слухового восприятия 1 54. Развитие слухового восприятия 1 55. Развитие слухового восприятия 1 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Восприятие пространства и времени Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» Работа с календарем и моделью календарного года Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей 64. 65. 66. 67. 68. Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика Заключительная диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Диагностика восприятия. Диагностика внимания. Диагностика памяти. Диагностика мышления. 1 1 1 33 7. Особенности оценивания результатов обучения Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями включает в себя диагностику п следующим направлениям: 1 класс Компетенция взаимодействия: Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения. Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома. Учиться работать вместе с товарищем. Учебно-познавательная компетенция: Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному. Узнавать и называть геометрические фигуры. Составлять предмет из 2—3 частей. Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. Выделять части суток и определять порядок дней недели Коммуникативная компетенция: Оценивать взаиморасположение предметов в пространстве: узнавать положение предмета в пространстве. Воспринимать и моделировать позы: движения тела: конечностей: головы: оценивать эмоциональное состояние людей Компетенция личностного самосовершенствования Учиться работать в заданном темпе. Проверять свою работу по образцу. Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности. 2 класс Компетенция взаимодействия: Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога. Воспроизводить и моделировать позы. Выполнять выразительные движения. Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук. Учебно-познавательная компетенция: Рисовать и обводить по трафарету, штриховать. Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом. Различать и называть основные цвета и их оттенки. Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур. Узнавать предмет по части. Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их. Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках. Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. Различать вкусовые качества. Соотносить времена года с названиями месяцев. Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания. Различать характер мелодии. Коммуникативная компетенция: 34 Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении. Определять возрастные отношения между членами семьи. Компетенция личностного самосовершенствования уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома. овладевать отдельными приемами контроля. планировать учебные занятия в течение дня. 3 класс Компетенция взаимодействия: Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Учебно-познавательная компетенция: Дорисовывать незаконченные изображения. Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом. Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков. Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур. Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов. Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом. Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств. Различать запахи и вкусовые качества, называть их. Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. Действовать по звуковому сигналу. Определять время по часам. Коммуникативная компетенция: Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов. Расширение представлений об эмоциях Компетенция личностного самосовершенствования привычно готовить рабочее место для занятий и труда. самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режим дня. 4 класс Компетенция взаимодействия: Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий. Выполнять точные движения при штриховке двумя руками. Пользоваться элементами расслабления. Учебно-познавательная компетенция: Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом. Смешивать цвета, называть их. Конструировать сложные формы из 6—8 элементов. Находить нереальные элементы нелепых картинок. Определять противоположные качества и свойства предметов. Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам. Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу. Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов. Моделировать расположение предметов в заданном пространстве. Коммуникативная компетенция: Определять возраст людей. Расширение круга понимания эмоций Понимать и уметь передать заданное эмоциональное состояние Компетенция личностного самосовершенствования Привычно выполнять правила гигиены учебного труда. 35 Планировать основные этапы выполнения задач деятельности Использовать наиболее рациональные способы выполнения заданий Осваивать разные способы контроля Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных условных единиц: 0 баллов нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 36