Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий (дефектологических) для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)НОО

Утверждена
Педагогический совет
Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Утверждена и введена в действие приказом
директора
от 30.08.2023 г. №248-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ
(ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2) НОО

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы № 151 с углубленным изучением
отдельных предметов

г. Екатеринбург 2023

Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………...3
2. Общая характеристика обучающихся с ЗПР………………………………………………………….4
3. Общая характеристика коррекционного курса……………………………………………………….5
3.1 Описание места коррекционного курса в учебном плане……………………………….….6
4. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса…………………………...7
5. Содержание обучения………………………………………………………………………………….8
5.1 Структура занятий…………………………………………………………………………....13
6. Тематическое планирование………………………………………………………………………….15
7. Особенности оценивания результатов обучения……………………………………………………27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дефектологическая программа составлена для обучающихся 1 (1 дополнительного) - 4
классов с задержкой психического развития. Разработка имеет обучающую, образовательную и
социальную направленность. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с задержкой
психического развития получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, с условием
пролонгированного обучения в одной из параллели классов.
Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ)
обучающихся, развитие личностно-мотивационной и аналитикосинтетической сфер, памяти,
внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые
помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задачи программы:
 диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности);
 развитие системы начальных математических знаний и умений их применять для решения
учебно-познавательных и практических задач;
 формирование пространственных и временных представлений;
 развитие речи;
 формирование представлений об окружающем мире;
 восполнение пробелов в знаниях по предметам: математика, русский язык, окружающий мир;
 подготовка к усвоению нового;
 стимулирование интереса к умственной деятельности;
 формирование позитивной мотивации к обучению
Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
 климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
 развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности,
среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
 ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребёнка и взрослого:
 опора на личный опыт ученика;
 обеспечение близкой и понятной цели деятельности; индивидуальный подход к ребенку, как
на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
 использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
 организация взаимодействия со сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
 стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой
познавательной мотивации;
 использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах
деятельности ребёнка.

2

2. Общая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР испытывают наибольшие затруднения в познавательной сфере, в
социальном взаимодействии и адаптации. Ребенок с задержкой психического развития как бы
соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие
является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические
особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая
органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за
возможности его адаптации к условиям школы.
Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности
обучающихся, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой
ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его
мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это
обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально
волевой сферы. Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании
универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР, а также способности к обобщению, переносу
и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития получает
образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, с условием пролонгированного обучения в одной из
параллели классов. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных
контактов, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения,
формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов
и приемов обучения. Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего
успешного освоения программы, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

3

3. Общая характеристика коррекционного курса
Программа ориентирована на детей 1-4 классов, обучающихся по варианту 7.2. Данный
вариант предполагает в большей степени удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, овладение базовым содержанием обучения, развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций, формирование произвольной регуляции деятельности
и поведения.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми начальной школы приобретают особую
значимость в учебном процессе, помогают лучшему усвоению предметных знаний, и развитию
психических познавательных процессов. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее
эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в
известной степени компенсировать имеющиеся недостатки.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы
работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий
ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность.
Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя
изученные темы.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в
общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения
речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является
образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость,
выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный
запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы. Для более полного
усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так
как зрительные, образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые
только на основе речевого сообщения.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на
чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют
сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Ещё одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие
упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики
интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это
позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения
принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного
планирования индивидуальной работы.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
 Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
 Развитие навыков каллиграфии;
 Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие зрительной памяти и внимания;
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
 Развитие пространственных представлений и ориентации;
 Развитие представлений о времени;
 Развитие слухового внимания и памяти;
 Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
 Навыков соотнесенного анализа;
 Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
 Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4



Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
 Развитие наглядно-образного мышления;
 Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между
предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (драматизация, чтение
по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа содержит три этапа:
I. Этап психодиагностики (на начало);
II Этап практический (проведение коррекционных занятий);
III. Этап психодиагностики (конец года).
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную
мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного
требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов
социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что
предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как
необходимое.
3.1 Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» входит в часть Учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений, является частью коррекционноразвивающей области.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных
предметов курс «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) программа состоит из 66
занятий для 1 (1 дополнительного) класса и 68 занятий для 2-4 классов. Продолжительность
индивидуальных, подгрупповых занятий (1 –2 чел.) – 25 - 30 минут; продолжительность группового
занятия (4 - 6 чел.) - 35 - 40 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

5

4. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления
недостатков развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развития
познавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут
способствовать коррекции недостатков познавательной сферы, уменьшению, обусловленных ими,
учебных трудностей.
Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не только успешное
освоение обучающимися основной образовательной программы и развитие познавательной сферы,
но
и
освоение
жизненно
значимых
компетенций
необходимых
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах.
В процессе изучения курса «Дефектологические занятия» планируется достигнуть следующих
результатов:
 восполнение пробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их
чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
 специальную подготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем;
 обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных
опор, в умственном плане);
 развитие мелкой моторики, владение навыками каллиграфии;
 умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
 умение ориентироваться в пространстве и во времени
 формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
 развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
 активизацию познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
 активизацию словаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий;
 воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным
предметам;
 развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
 формирование основ учебной деятельности, положительной мотивации к обучению;
 формирование жизненных компетенций.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных
математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной
деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в
процессе обучения.

6

5. Содержание обучения
1 (1 дополнительный) класс
I. Вводное занятие.
 Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям.
 Диагностика уровня знаний детей о себе.
 Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения и осязания.
1) Осязание.
В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на
ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные
ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала.
Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое
– сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого
или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных
ощущений.
2) Восприятие качеств величины.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;
обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины.
Раскрашивание предметов различной величины.
3) Восприятие формы.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.
4) Восприятие цвета .
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на
подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов.
Конструирование.
5) Восприятие пространства.
Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки
(ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх –
сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в
помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
6) Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия:
вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.
7) Слуховое восприятие.
Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков
окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание
речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.
III. Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в
простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному
образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее
нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета
с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
IV. Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на
запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный
художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнаваниеих на основе названных
свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.
V. Развитие аналитико-синтетической сферы.
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов.
Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых
состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных
7

различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака.
Классификация предметов по заданному признаку.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие
произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной
деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление»,
«злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие
способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Основные требования к умениям учащихся:
 целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
 анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
 различать основные цвета;
 классифицировать геометрические фигуры;
 обобщать предметы по определённым признакам;
 выбирать предмет по образцу;
 определять название предмета, форму предмета;
 складывать из счётных палочек элементарные предметы;
 ориентироваться в схеме собственного тела;
 ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
 определять источник звука;
 угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
 различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
 выделять части суток;
 находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
 классифицировать предметы по заданному признаку;
 раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
 различатьэмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с
помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость
внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию
мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в
основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий (в
игровой форме).
2 – 4 классы
I. Развитие речи:
2 класс:
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы; правильное
интонирование предложений по образцу учителя; передача содержания произведения по вопросам
или по заданиям в книге; пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому
предложению, на серию сюжетных картинок или рисунок на доске.
3 класс:
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме (из чего сложится
речевая ситуация). Называние предметов, действий, признаков по теме речевой ситуации.
Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование
умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос –
сообщение». Составление разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный
материал по теме ситуации. Замена часто повторяющихся слов другими словами.
4- класс:
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, ТВ? Кто
говорит с нами по радио, с кино- или телеэкрана? Что мы понимаем в таком устном общении с нами?
Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник –
устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на
8

поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация
каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить,
переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
II. Мышление:
Ребенку младшего школьного возраста (8 – 11 лет) для полноценного освоения школьной
программы, необходимы не совокупность знаний, приобретенных ранее, а умение самостоятельно
принимать решения, правильно излагать свои мысли, запоминать и применять пройденный материал.
В этом возрасте у детей происходит усиленное развитие интеллекта. Основные психологические
функции, такие как речь, мышление, память, восприятие развиваются в полной мере и становятся
контролируемым процессом.
В программу обучения школьников 8 – 11 лет входят такие понятия как: выделение
существенных и несущественных признаков, выведение следствия, сравнение, обобщение,
определение понятия. Если мыслительные способности ребенка не достаточно развиты, то знания,
полученные в школе, могут усваиваться не в полной мере - фрагментами. Это, конечно же,
сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом. В этот период у детей младшего
школьного возраста порой происходят в голове различные метаморфозы –борьба конкретной
информации с развивающимся логическим мышлением
Способность ребенка производить простые логические действия такие как: анализ, сравнение,
обобщение и др. называются логическим мышлением. Логическое мышление уребенка не может
развиваться самопроизвольно, для этого необходимы занятия по развитию логики. Установление
логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом
обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и
становится определяющим в системе других психических функций, которые под еговлиянием
интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития.
В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному
мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное
мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже
подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения
детям еще не доступны.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно
действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития
мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения вначальной школе.
Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким
образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие
успешному овладению учебной программой.
Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется
с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется
умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков
конструктора, деталей механизмов).
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане
представления и лишь затем – на конкретной предметной основе. Логическое мышление
предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций:
обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них
могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть
недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту
поступления в школу в норме должно быть завершено.
III. Воображение
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов
(представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют
фантазией.
9

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С
помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Но бывают
ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Мышление в
этом случае почти бессильно без активной работы воображения.
Воображение обеспечивает познание, когда велика неопределённость ситуации. Это общее
значение функции воображения у детей, и у взрослых. Старший и младший школьный возраст
характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего
представлять сказочные образы), а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально
новый образ).
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью
воображения. Их игры - плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой
деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе
учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются
аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит
воображение. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее
отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать
абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии.
Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным
творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти
функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию
абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем
известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по
литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их
легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим
предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд.
Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно
воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В
частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределённости;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется
постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако, есть особая сфера жизни ребёнка,
которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной
психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая
игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие,
как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит
компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные
трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
IV. Внимание
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной
информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают
тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то
наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией,
избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из
перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
10



Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на
нескольких предметах, удерживать их в уме.
 Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять
внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
 Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на
той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
 Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения
одного вида деятельности на другой.
 Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок)
выполнять одновременно несколько дел.
 Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание
по требованию.
V. Память
Зрительная: Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в
процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов
запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и
абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.
Слуховая: Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка.
Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает
задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на
слух, то и результативность учебы будет низкая.
Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание
движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной
системе. В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее
необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в
начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями.
Программы большинства школьных предметов основываются на умении ученика работать с
текстом: прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для успешной учебы
очень важно помочь ребенку научиться запоминать и воспроизводить тексты.
VI. Восприятие
Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов
воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания
личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это
развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет
младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в
школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие
формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного
восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без
опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый
комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно
зрительные способы его креативного поведения.
Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно- активную
взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал,
становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего
мира», сколько специфическим способом визуально- мыслительного упорядочивания структуры
реальности.
Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных
эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов
11

цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов
формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (Венгер Л.А.)
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон –
это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими
представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных
ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц
измерения» при оценке свойств веществ.
Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с
внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой
содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые
формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего
воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно
точно учитывать их особенности и задачи.
Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей
действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об
окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой
основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память,
воображение, мышление.
Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью,
ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в
узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости
узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты
или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы
или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает
определенные трудностив усвоении учебного материала.
Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся 2-4 классов в большей
степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и
умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению
различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
5.1 Структура коррекционных занятий
В структуре занятий выделяются:
 Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности.
 Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40 минут. В начале каждого
занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения,
предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов
памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти
упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают
положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения,
артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция
(для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия
педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь
контролировать свои действия.
Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на
качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на
неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
План занятия:
12

1. Вводная часть
Создание положительной атмосферы.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную
деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.
2. Основная часть.
Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания)
3. Заключительная часть
Рефлексия.
Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения,
поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны,
показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются
такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и
заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по
концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые
и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в
памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ:
компьютер, интерактивная доска.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на
чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют
сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

13

6. Тематическое планирование уроков коррекции познавательной деятельности
1 (1 дополнительный) КЛАСС (всего 66 часов, в неделю 2 часа)
№
п/п

Тема занятия

1.

Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой и
крупной моторики
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Содержание занятия




Исследование восприятия пространства, времени,
цвета, формы.
Исследование устойчивости внимания.
Исследование зрительной, слуховой, логической
памяти Исследование словесно – логического,
наглядно – действенного мышления.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1






Обводка по трафарету орнамента из геометрических
фигур. Упражнения на синхронность работы обеих
рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
Имитация движений и поз (повадки зверей,
природных явлений)
Упражнение «Зрительный диктант», игра
«Волшебный мешочек».
Развитие тонких тактильных ощущений
(Упражнение «Узнай предмет на ощупь»).
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением. Упражнение «Обведи по точкам»

1

1

1

1

1

1









Пространственные представления (вверху, внизу,
слева, справа).
Временные представления (раньше, позже, сначала,
потом).
Сравнение предметов по количеству (больше,
меньше)
Сравнение чисел (На сколько больше? На сколько
меньше?).
Геометрические фигуры. Сравнение классификация.
Точка. Линии: кривая, прямая, ломаная. Луч.
Отрезок.
Упражнение «Сравни картинки»
Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5
предметов)
14

1

1

1

1

17.

18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Коррекция мышления






Работа с графической моделью «Времена года».
Развитие пространственной ориентировки.
Многоугольник. Геометрические фигуры.
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

1

1






Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнение «Найди кота».
Упражнение «Сравни картинки».
Дидактическая игра «Что изменилось?» (6—10
предметов).
Игра “Снежный ком” для запоминания информации.

1
1
1
1
1
1
1










Развитие слуховой памяти: упражнения.
Развитие кратковременной памяти.
Развитие зрительной памяти: упражнения.
Развитие ассоциативной памяти.
Развитие тактильной памяти: упражнения «Узнай
предмет», «Волшебный мешочек»,
Развитие мнестических процессов, тренировка
памяти: упражнения.
Заучивании наизусть понятий, стихов, проз.
Нахождение отличий на наглядном материале
(сравнение двух картинок)

1

1

1

1

1



Диагностика ВПФ
Отслеживание динамики развития учащихся

1
1
1






Развитие мыслительных операций.
Развитие понятийного мышления.
Развитие скорости мышления: задание.
«Слагаемое». «Сумма». Использование
компонентов сложения при чтении записи.

1
1
1
1
1





Развитие вербального (зрительного) воображения.
Развитие пространственного воображения.
Развитие образного (воссоздающего) изображения.



Составление описательного рассказа по картине.
15

1
1
1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.
64.
65.
66.

Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика




Речевые игры.
Составление связного рассказа по серии сюжетных
картин.

1
1
1
1
1








Составление связного рассказа по серии сюжетных
картин.
Упражнение «10 слов». Обучать запоминать слова с
помощью ассоциаций (парами).
Заучивании наизусть понятий, стихов, проз.
Чтение рассказов о весне.
Составление описательного рассказа по картине.
Речевые игры.

1
1
1
1
1
1
1













Много. Один. Число и цифра 1.
Знаки «+» (прибавить), «-» (вычесть), «=»
(получится).
Сравнение числа 8 с числами от 1 до 7.
Числа от 1 до 10. Запись чисел.
Приемы сложения и вычитания вида □+2;□-2.
Таблица сложения и вычитания.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц (с двумя множествами
предметов).
Применение переместительного свойства сложения
для случаев вида □+ 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9
Подготовка к решению задач в два действия.
Таблица сложения. Вычитание вида: 10-3
Образование чисел «11»…«19», их десятичный
состав.

1

1

1

1

1

1

1





Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

16

1
1
1
1

2 КЛАСС (всего 68 часа, 2 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Тема занятия
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие сенсорной
моторики. Развитие мелкой
и крупной моторики
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений

Содержание занятия





Исследование восприятия пространства, времени,
цвета, формы.
Исследование устойчивости внимания.
Исследование зрительной, слуховой, логической
памяти
Исследование словесно – логического, наглядно –
действенного мышления.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1




Упражнения на синхронность работы обеих рук
(работа со шнуром, нанизывание бус)
Рисование одновременно двумя руками разные
геометрические фигуры.

1

1

1

1

1

1








Графический диктант.
Метр. Таблица единиц длины.
Сумма и разность отрезков.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Упражнение «Сравни картинки».
Дифференцировка звуков шумовых и
музыкальных инструментов (погремушка, барабан,
колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

1

1

1

17

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Развитие восприятия.
Формирование
пространственных
представлений
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания

1







25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Промежуточная
диагностика
Промежуточная
диагностика
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Развитие письменной и

«Найди отличия»
Упражнение «Найди предмет»
Упражнения «Зашумленные предметы», «Что
спрятано»
Упражнение «Последовательности».
Обучение целенаправленным действиям,
увеличивать концентрацию и переключаемость
произвольного
внимания.

1
1
1
1
1
1
1

1






Упражнение «10-12 слов».
Упражнения «Что изменилось».
Упражнения «Запомни ход» - запоминание
материала на основе зрительного восприятия.
Заучивании наизусть понятий, стихов, проз.

1

1

1

1



Диагностика ВПФ
Отслеживание динамики развития учащихся

1
1
1





Час. Минута. Определение времени по часам.
Устные приемы сложения и вычитания.
Рубль. Копейка. Соотношение между ними.

1
1
1






Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года».
Развитие вербального (зрительного) воображения.
Развитие пространственного воображения.
Развитие образного (воссоздающего) изображения.





Задачи-расчеты. Логические задачи.
Упражнение «Зрительный диктант».
Игра «Волшебный мешочек».



Текст. Составление описательного рассказа по
18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.
66.
67.
68.

устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие письменной и
устной речи
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Развитие элементарных
математических
представлений
Заключительная
диагностика
Заключительная
диагностика
Заключительная
диагностика
Заключительная
диагностика





картине.
Составление связного рассказа по серии сюжетных
картин.
Списывание текста с пропущенными
орфограммами.
Чтение текста с последующим ответом на вопросы
по его содержанию.

1
1
1
1
1
1
1
1

















Числа от 1 до 20
Числа от 11 до 100. Счет десятками до 100.
Миллиметр. Математический диктант.
Замена двузначного числа суммой разрядных
слагаемых.
Решение задач на нахождение суммы.
Порядок выполнения действий в числовых
выражениях.
Переместительное и сочетательное свойство
сложения.
Приемы вычислений для случаев вида: 36-2, 3620.
Приемы вычислений для случаев вида 26+4
Приемы вычислений для случаев вида 60-24
Решение текстовых задач.
Уравнение.
Решение уравнений подбором неизвестного
числа.
Решение уравнений вида: 12+х=12, 25- х=20, х2=8.
Умножение. Названия компонентов и результата
действия умножения.

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1





Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

1
1
1

19

3 КЛАСС (всего 68 часа, 2 час в неделю)
№
п/п

Тема занятия

1.

Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие внимания
Развитие внимания

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.
19.

Содержание занятия





Исследование восприятия пространства,
времени, цвета, формы.
Исследование устойчивости внимания.
Исследование зрительной, слуховой,
логической памяти
Исследование словесно – логического,
наглядно – действенного мышления.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1






Графический диктант.
Формирование умения ориентироваться на
плоскости.
Развитие графомоторных навыков.
Упражнения на синхронность работы обеих
рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
Рисование одновременно двумя руками
разные геометрические фигуры.

1

1

1

1

1

1








Геометрические фигуры.
Упражнение «Лабиринт».
Единица площади-квадратный метр.
Доля. Нахождение доли числа. Сравнение
долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
Измерение времени.
Единицы массы-килограмм, грамм.

1

1

1

1

1


Упражнение «Найди отличия».
20

1
1

20.
21.
22.
23.
24.

Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания

25.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения

43.
44.
45.
46.

Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.

47.
48.
49.
50.

Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной






Упражнение «Что исчезло».
Упражнения «Зашумленные предметы».
Упражнение «Последовательности».
Обучение целенаправленным действиям,
увеличивать концентрацию и
переключаемость произвольного внимания.

1
1
1
1
1
1







Упражнения на формирование навыков
зрительного анализа и синтеза предметов,
состоящих из 8-10 частей.
Упражнение «10 слов».
Развитие слухоречевой памяти. Обучение
запоминать слова с помощью ассоциаций.
Развитие зрительной памяти. Обучение в
умении запоминать материал на основе
зрительного восприятия.
Упражнения «Запомни ход».

1

1

1

1























Диагностика ВПФ
Отслеживание динамики развития учащихся
Упражнение «Соотнеси силуэт с предметом».
Коррекция логического мышления на
основе упражнений в синтезе и анализе.
Развитие
абстрактно
–
логического
мышления.
Решение логические задач,
требующих построения цепочки логических
рассуждений.
Упражнение «Дорисуй не достающие части».
Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года».
Развитие вербального (зрительного)
воображения.
Развитие пространственного воображения.
Развитие образного (воссоздающего)
изображения.
Связь между величинами: цена, количество,
стоимость. Решение задач.
Развитие аналитико-синтетической сферы
через умение выполнять упражнения на
проведение классификации, понятий по
заданному основанию классификации.

1
1

Речевые игры.
Упражнение «Логическая цепочка»
Текст «Перелетные птицы».
Развитие связной речи.
Упражнения усовершенствования чтения,
понимания прочитанного.

1

21

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика






Обучение краткому пересказу по тексту.
Составление описательного рассказа по
картине.
Составление связного рассказа по серии
сюжетных картин.

1
1
1
1
1
1










Сложение и вычитание.
Компоненты при сложении.
Нахождение неизвестных слагаемых.
Решение уравнений.
Связь умножения и сложения.
Деление. Связь деления с умножением.
Деление суммы на число.
Деление двузначного числа на однозначное.

1
1
1
1
1
1
1
1






Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

22

1
1
1
1

4 КЛАСС (всего 68 часа, 2 часа в неделю)
№
п/п

Тема занятия

1.

Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Входная диагностика
познавательных процессов
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие сенсорной моторики.
Развитие мелкой и крупной
моторики
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие восприятия.
Формирование
пространственных представлений
Развитие внимания
Развитие внимания

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.
19.

Содержание занятия





Исследование восприятия пространства,
времени, цвета, формы.
Исследование устойчивости внимания.
Исследование зрительной, слуховой,
логической памяти
Исследование словесно – логического,
наглядно – действенного мышления.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1





Упражнения на синхронность работы обеих
рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
Упражнения на синхронность работы обеих
рук (работа со шнуром, нанизывание бус)
Рисование одновременно двумя руками
разные геометрические фигуры.

1

1

1

1

1

1





Таблица мер площади.
Единицы массы - центнер, тонна. Таблица
единиц массы.
Время. Единицы времени. Таблица мер
времени.
Скорость. Время. Расстояние.

1

1

1

1

1


Упражнение «Найди предмет».
23

1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие внимания
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Развитие памяти. Развитие
мнестических процессов,
тренировка памяти
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Формирование
интеллектуальных умений
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Развитие воображения
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Коррекция мышления
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи




Развивать устойчивость и концентрацию
внимания, уметь переключаться с одного
вида деятельности на другой.
Упражнение «Найди предмет»

1
1
1
1
1
1









Характеристика звуков по громкости
и длительности (шумы, музыкальные и
речевые звуки, ритмы).
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнение «10-12 слов».
Упражнения «Что изменилось».
Упражнения «Запомни ход» - запоминание
материала на основе зрительного восприятия.
Заучивании наизусть понятий, стихов, проз.

1

1

1

1























Диагностика ВПФ
Отслеживание динамики развития учащихся
Решение логических задач, требующих
построения цепочки логических рассуждений
Запись и чтение многозначных чисел.
Решение задач на увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз, выраженных в
косвенной форме.
Формирование общеинтеллектуальных
умений через выделение существенных
признаков и закономерностей.
Упражнение «Дорисуй не достающие части».
Времена года. Работа с графической моделью
Развитие вербального (зрительного)
воображения.
Развитие пространственного воображения.
Развитие образного (воссоздающего)
изображения.
Упражнение «Найди отличия»
Развивать мышление через классификацию
предметов, чисел или понятий по
заданному основанию классификации.

1
1

Текст. «Осень. Приметы осени».
Развитие связной речи, временных
представлений, знаний окружающего мира.
Составление связного рассказа по серии
сюжетных картин.
Обучение последовательности в изложении
мыслей при составлении связного
высказывания.
Речевые игры.

1

24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие письменной и устной
речи
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Развитие элементарных
математических представлений
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика
Заключительная диагностика




Текст. «Весна. Приметы весны» Составление
описательного рассказа по картине.

1
1
1
1
1
1








Разрядный состав чисел (от 1 до 1000).
Сумма разрядных слагаемых.
Сложение чисел и величин.
Умножение. Приемы умножения.
Деление. Приемы деления.
Сложение и вычитание многозначных чисел
с переходом через разряд.
Приемы умножения. Умножение чисел,
оканчивающихся нулями.

1
1
1
1
1
1
1






Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

25

1
1
1
1

7. Особенности оценивания результатов обучения
1. Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
 задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
 задания на развитие внимания;
 задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
 задания на развитие памяти;
 задания на развитие личностномотивационной сферы.
2. Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце
учебного года.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
1 (1 дополнительный) класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
 ориентироваться в пространстве;
 называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху, материалу);
 полно отвечать на поставленные вопросы;
 составлять простые нераспространенные предложения;
 вести простые арифметические действия в пределах 10.
2 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
 анализировать простые закономерности;
 выделять в явлении разные особенности;
 вычленять в предмете разные качества;
 сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам.
3 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
 строить простейшие обобщения;
 складывать узоры по образцу и памяти;
 стремиться к размышлению и поиску;
 переключаться с одного действия на другое.
4 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
 анализировать, сравнивать и обобщать;
 классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;
 находить логические ошибки;
 запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;
 переключиться с одного действия на другое.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».