Утверждена и введена в действие приказом директора Утверждена Педагогический совет от 30.08.2023 г. №248-од Протокол №1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ КУРС «РИТМИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2) НОО Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 151 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Актуальность. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкальноритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервнопсихического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения: нарушение координации движений; скованность при выполнении движений и упражнений; отсутствие плавности движений; - недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка. На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервнопсихического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. Задачи программы: • овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.)) • развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); • развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; • развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; • развитие умения совместной коллективной деятельности; • воспитание самоорганизации и самодисциплины; • приобщение детей к музыке, совершенствование музыкальноэстетических чувств. Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: • оздоровительное; • образовательное; • воспитательное; • коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкальноритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения. Организация работы по программе. Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 5 лет обучения для детей с ЗПР из 1 – 4-ых классов: 33 часа (одно занятие в неделю) в 1 и 1дополнительном классах и 34 часа (одно занятие в неделю) во 2 – 4 классах после уроков во второй половине дня. Общие требования к организации занятий. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму. Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе. Способ определения результативности освоения программы Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат. Форма подведения итогов Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах . Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика" Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья. • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; • выполнять дыхательные упражнения; • использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре; уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями. Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика" Программа содержит 4 раздела: • «Ритмико-гимнастические упражнения»; • «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; • «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; • «Народные пляски и современные танцевальные движения». Тематическое планирование 1 (1 дополнительный) класс № п/ п Тема занятия Вводный 1. 2. Содержание занятия Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. бег. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и Разновидности ходьбы. Танцевальный шаг на полупальцах Ритмикогимнастическ ие упражнения Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. 3. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения. Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный 4. шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание Подбрасывание, перекатывание малого мяча, малого мяча, обруча в обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с 5. малом ритме флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Перестроения. Разновидности ходьбы с препятствиями и на преодолением препятствий с изменением ритма 6. координацию движений под различный темп музыки. ОРУ. движений Игра. Упражнение на релаксацию. Строевые упражнения. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Перестроения. Упражнения на гимнастической скамейке и с 7. мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Упражнение в движении с обручем, скакалкой, обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп 8. гимнастической музыки. палкой Итоговое занятие Участие в классном «Празднике 9. осени» Упражнения Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения развивающие развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на 10. музыкальный слух, ритм, память слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнения на Ходьба и бег чередуются с построениями под внимание определенные доли музыкального произведения. 11. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная 12. расслабление мышц игра. Упражнение на релаксацию. Колво часов Упражнение на координацию 13. движений 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Движение руками и ногами под Импровизация динамические акценты музыки. Подвижная игра. движений с колокольчиками на Упражнение на релаксацию. музыкальные темы Упражнение на Разновидности бега, учитывая характер музыки. передачу в движении Ритмикогимнастические упражнения с мячами. характера музыки, на ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с развитие двигательной колокольчиками. Солирование с барабаном, с активности колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Разновидности бега, учитывая характер музыки. передачу в движении Ритмикогимнастические упражнения с мячами. характера музыки, на ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с развитие двигательной колокольчиками. Солирование с барабаном, с активности колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Импровизация Движение руками и ногами под динамические движений на акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение музыкальные темы. на релаксацию. Упражнения, Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. развивающие темп и ОРУ. Подвижные игры. Упражнения на ритм гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Индивидуальное Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со творчество скакалками. Упражнение на релаксацию. Подвижные игры с ОРУ. Подвижные игры с пением и речевым пением и речевым сопровождением.Упражнение на релаксацию. сопровождением Упражнения в Использование различных пособий, атрибутов передаче игровых для развития двигательной активности. образов под музыку Подражание животным в движении. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Русские народные Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. игры. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». передачу в Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. движении характера музыки Упражнение на умение Бег на полупальцах, притопы, вступая Ритмикосочетать в нужное гимнастические музыкой, упражнения с время, учитывая флажками. характер движение с музыки Музыкальноигра: 25. ритмическая «Магазин игрушек» Упражнения на выстукивание ритма 26. под музыку. Знакомство с правилами игры «Магазин игрушек» направленную на развитие артистизма и снятия «зажатости» Выстукивание прозвучавших мелодий. Их темп, ритм, характер. Показ правильного исполнения выстукиваний. Танцевально-ритмические движения к танцу «Мы на луг ходили» Отработка Исполнение разученных упражнений под музыку упражнений в более быстром темпе. Отработка упражнений 27. повороты, хлопки, боковой галоп. Закрепление Работа над танцевальной композицией изученного. «Помогатор». Исполнение разученных 28. упражнений самостоятельно, без наставничества педагога в разных темпах. Общеразвивающие Исполнение упражнений на развитие всех групп мышц. Танцевальные движение на развитие 29. упражнения пластичности Общеразвивающие Исполнение упражнений для развития стопы ( плоскостопия). Танцевальные 30. упражнения: перекаты профилактики стопы. движение на развитие пластичности Геометрические Рассказ педагога и показ схематических фигур композиции фигур наиболее используемых в постановке танца. 31. (коллективные). Работа в группах. Составление маленьких этюдов с использованием разученных композиций фигур Многообразность и Игра «Волк и Заяц».Знакомство с правилами игры. необычность Составление маленьких этюдов с использованием 32. движений разученных композиций фигур Итоговое занятие Составление маленьких этюдов с использованием 33. разученных композиций фигур. Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/ п Тема занятия Вводный 1. 2. 3. Разновидности ходьбы Танцевальный шаг на полупальцах Перестроения 4. Содержание занятия Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. Подвижная игра. Упражнение на 1ОРУ. релаксацию Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки Подбрасывание малого мяча, обруча в 5. малом ритме Перекатывание, катание, бросание 6. малого мяча под музыку Упражнение с препятствиями и на 7. координацию движений Упражнение с обручем, скакалкой, 8. гимнастической палкой Игры на внимание. Отработка танцевальных движений. Знакомство с понятием гранд-плие, знакомство с правилами 9. Танцевальная зарядка игры Переменный шаг. Выполнение переменного шага вперед и назад. Танцевальное упражнение «Конькобежцы». 10. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Упражнения на Ходьба и бег чередуются с построениями под внимание определенные доли музыкального произведения. 11. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Упражнение на Знакомство с колокольчиком, его звучанием. расслабление мышц Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная 12. игра. Упражнение на релаксацию Колво часов Упражнение на координацию 13. движений 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию ОРУ. Движение руками и ногами под с динамические акценты музыки. Подвижная игра. на Упражнение на релаксацию Импровизация движений колокольчиками музыкальные темы Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности Импровизация движений Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Упражнение в Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. равновесии Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Индивидуальное Использование различных атрибутов для развития творчество двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию Упражнения с Чередование ходьбы и бега. ОРУ с гимнастическими гимнастическими палками. Подвижные игры. палками Упражнение на релаксацию. Упражнения с Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. обручем Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию Упражнения для Выполнение отсроченных движений. Ритмичное развития ритма выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию Упражнение на Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. передачу в ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная движении характера игра. Упражнение на релаксацию музыки Упражнение умение Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное сочетать движение с время, учитывая характер музыки. Ритмико музыкой, упражнения гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в на внимание движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию Упражнение умение сочетать движение с 25. музыкой, упражнения на внимание Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмико гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию Танцевальные Танцевальные упражнения. Обучение упражнения и танцевальным движениям: «Пружинка», 26. движения «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию Соединение Изучение танцевального шага «Галоп» под движения с различный характер музыки. ОРУ. Подвижная 27. музыкой игра. Упражнение на релаксацию Русские народные Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. 28. игры Упражнение на релаксацию. Упражнение на Танцевальные упражнения «русский хоровод», развитие творчества «танец с танцевального платочками», «хлоп да 29. хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию Упражнение на Танцевальные упражнения «русский хоровод», развитие творчества «танец с танцевального платочками», «хлоп да 30. хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию Элементы русских Танцевальные упражнения. Элементы русских народных плясок «русский «танец с платочками, 31. народных плясок флажками», «хлоп да хлоп», хоровод» Элементы русских Танцевальные упражнения. Элементы русских народных плясок «пружинка», «вертушка», 32. народных плясок «качание рук» Русский народный Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на 33. танец релаксацию Упражнения Итоговое занятие Составление учебных этюдов с использованием композиции фигур. Исполнение и разучивание 34. этюдов на релакса Календарно-тематическое планирование 3 класс № п/п Тема занятия Содержание занятия Вводный 1. Разновидности ходьбы 2. 3. Танцевальный шаг полупальцах на Перестроения 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку Упражнения препятствиями координацию движений и с на Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Упражнения на внимание Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки Разновидности ходьбы и бега в зависимости от характера музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упражнениие для развития гибкости и для укрепления мышц спины Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Подвижная игра. Упражнение для укрепления мышц пресса Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Подвижная игра. Упражнения для укрепления мышц пресса Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнения на развитие внимания Кол-во часов Упражнения на 11. внимание 12. Упражнение на расслабление мышц Упражнение на координацию и на 13. движений развитие двигательной активности Импровизация движений с 14. колокольчиками на музыкальные темы Упражнение на передачу в характера 15. движении музыки Упражнение на передачу в характера 16. движении музыки Импровизация 17. движений Упражнение равновесии в 18. 19. Индивидуальное творчество Упражнения с гимнастическими 20. палками и с обручем Упражнения для развития ритма 21. Упражнения на 22. передачу в движении характера музыки Упражнения на сочетать 23. умение движение с музыкой Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра.Имитационные упражнения Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упражнение для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упражнение для развития координационных способностей Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упражнение для развития координационных способностей Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упражнение для развития быстроты реакции Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упражнение для развития игровой деятельности Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упражнения для формирования правильной осанки Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Подвижные игры. Упражнения на развитие координационных способностей Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упражнения для развития пластичности Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнения для развития чувства ритма Ритмико-гимнастические упр. с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнения для развития чувства ритма Упражнения на 24. внимание Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление Танцевальные Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упражнение для развития 25. упражнения чувства ритма Танцевальные Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упражнения для развития 26. упражнения чувства ритма Танцевальные Обучение танцевальным движениям. ОРУ. движения Музыкальная игра. Упражнения для укрепления 27. свода стопы Танцевальные Обучение танцевальным движениям. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение для укрепления 28. движения свода стопы Соединение движения Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная 29. с музыкой игра. Упражнение для расслабления Соединение движения Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная 30. с музыкой игра. Упр для расслабления Упражнения на Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с развитие платочками», «хлоп да хлоп». Кружение. Танцы 31. танцевального «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнения творчества на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Упражнения на Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с развитие платочками», «хлоп да хлоп». Кружение. Танцы 32. танцевального «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение творчества на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Элементы русских Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с народных плясок платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как 33. пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упражнения на расслабление Танцевальные упражнения. Подвижные игры 34. Итоговое занятие Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/ п Тема занятия Вводный 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основные танцевальные правила. Первый подход к ритмическому исполнению Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии Повороты и наклоны корпуса Основные танцевальные точки, шаги Понятие о рабочей и опорной ноге 7. Понятие «шаг» 8. 9. Первый танцевальный элемент «Крест» для рук, головы, ног Постановка корпуса. 10. Разучивание позиций 11. рук и ног Наклоны и повороты с хореографической 12. точки зрения 13. Элементарные Содержание занятия Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки Приветствие. Постановка корпуса. Определение действий таких как: хлопки, выстукивания, притопы, их виды. Ритмичное исполнение различных мелодий. Определение действий таких как: хлопки, выстукивания, притопы, их виды. Ритмичное исполнение различных мелодий. Разучивание танца "Вару-вару Показ ритмического рисунка прозвучавшей мелодии по средствам хлопков. Развить музыкальный слух. Работа над танцем «Варувару». Парное исполнение Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты, перегибы и наклоны корпуса в правую и левую сторону, под руководством педагога и самостоятельно Диагональ, середина. Объяснение значения танцевальных точек в хореографии. Показ упражнений выполняемых по диагонали. Самостоятельное нахождение танцевальных точек в зале. Работа над координацией тела Показ высоты шага и объяснение о необходимости равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу. Равномерное распределение тяжести веса на обе опорные ноги, на одну опорную ногу Подход к хореографической терминологии. Повторение упражнений. Работа над высотой шага и силой ног Объяснение и показ педагогом движения «крест» для рук, головы и ног. Умение пользоваться движением «Крест» для рук, головы, ног Движения плечами, бедрами, руками. Правильная постановка корпуса. Работа над выразительностью (не направлять взгляд в пол). Постановка корпуса, работа над выразительностью взгляда Показ презентации и рассказ педагога о классических позициях рук и ног в хореографии. Разучивание классических позиций рук и ног Повороты, перегибы и наклоны корпуса в правую и левую сторону, под руководством педагога и самостоятельно. Показ правильного исполнений наклонов в разные стороны Объяснение о правильном исполнении Колво часов гимнастические элементы гимнастических элементов. Выполнение гимнастических элементов: мостик с поддержкой, полушпагат, корзинка и т.д. Ритмические упражнения в 14. различных комбинациях Упражнения на дыхание, упражнения 15. для развития правильной осанки. Урок-игра 16. 17. 18. Аэробика Танцевальная аэробика Аэробика. Флешмоб 19. Бальный танец от 20. эпохи средневековья до наших дней Разучивание танца в 21. паре Построение фигур танца в паре, 22. сочинение комбинаций фигур в паре Гимнастика Parter 23. 24. 25. Гимнастический этюд с предметами Игровые двигательные упражнения Элементы народного 26. танца Элементы народного 27. танца 28. 29. Отработка учебного этюда Элементы белорусского танца Отработка учебного 30. этюда на белорусском материале Показ ритмических упражнений на примере игр. Разучивание ритмических игр в группах, парах, всем коллективом Объяснение и показ презентации на тему «Дыхание. Как правильно дышать». Выполнение упражнений на дыхание Увлечь танцевальными играми. «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом) Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией Увлечь детей занятиями аэробикой. Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией. Повтор упражнений под ритмичную музыку Рассказ и показ презентации о бальном танце, когда и где возник, как развивался. Разучивание базовых шагов историко – бытовых танцев Исполнение фигур танца в паре, сочинение комбинаций фигур в паре Исполнение фигур танца в паре, сочинение комбинаций фигур в паре Проверка знаний по материалу пройденному за год. Развитие двигательной активности Проверка знаний по материалу пройденному за год. Развитие двигательной активности Развитие двигательной активности. Объяснение игровых упражнений с предметом построенных на подражании. Выполнение игровых двигательных упражнений с предметами Просмотр видеоролика с исполнением русских народных танцев. Показ основных движений и постановка учебного этюда. Просмотр видеоролика с исполнением русских народных танцев. Показ основных движений и постановка учебного этюда. Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером исполнения Просмотр видеоролика с исполнением белорусского танца «Лявониха». Показ основных движений. Постановка учебного этюда на белорусском материале. Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером исполнения 31. Элементы молдавского танца Отработка учебного 32. этюда на молдавском материале Закрепление 33. пройденного материала Закрепление 34. пройденного материала Просмотр видеоролика с исполнением молдавских танце «Хора», «Молдавиняска». Показ основных движений. Постановка учебного этюда на молдавском материале Самостоятельное исполнение этюда. Работа над характером исполнения Самостоятельное исполнение пройденных за учебный год упражнений Самостоятельное исполнение пройденных за учебный год упражнений Список используемой литературы: 1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996. Михайлова, 2. М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А.Михайлова, Е.В.Воронина. – Ярославль, 2000. 3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000) 4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997) 5. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007) «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. 6. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград:Учитель, 2008) 7. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981) 8. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009) 9. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989) 10. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008) Учебно-методический комплекс. 1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев:МузичнаУкраiна, 1985) 2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008) 3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009) 4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008) 5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)