Рабочая программа по учебному предмету Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
г. ЕКАТЕРИНБУРГА

МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
от 29.09.2023 № 368-од

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность»
для обучающихся 7 - 8 классов

Екатеринбург 2023

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Функциональная
грамотность. Финансовая грамотность» далее Программа на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с
учѐтом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации
по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и
Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной
межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.,
ФАООП
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности.
Финансовая культура как часть культуры общества и личностивключает ценности,
связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик
рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного
потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой
безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной
финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и
финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни
человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей
финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на
последовательное
освоение
обучающимися
элементов
финансовой
компетентности.
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность. Финансовая
грамотность» основана на преемственности с программой для начального общего
образования. Лежащие в еѐ основе положения предполагают формирование основ
финансовой культуры современных подростков с использованием активных
методов обучения.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и
направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и
предметных умений в контексте формирования финансовой культуры.
Задачи реализации учебного курса «Финансовая
грамотность»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области
финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в
современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений,
социальной
защиты,
налогообложения,
возможностей
инвестирования,
страхования, будущего пенсионного обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе еѐ социализации — в

подростковом возрасте, становление еѐ финансовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности
к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании
финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоѐмкой
трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области
финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний
иумений для выстраивания отношений между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» позволяет
реализовать межпредметныесвязи с учебными предметами «Обществознание»,
«История», Математика», «География».
Курс «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» позволяет
развивать финансовую грамотность обучающихся. В рамках курса используются
комплексные задания по оценке сформированностифинансовой грамотности.
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного курса
«Финансовая культура»: (учебный курс может быть реализован в любом из
классов)
7 класс — 34 ч;
8 класс – 34 ч;
Учебный курс представляет собой законченный курс для каждого класса.

Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
7 класс
Раздел 1. Экономическая активность личности и предпринимательство
Финансовые потребности личности. Управление личным временем и
финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда.
Наѐмный
труд.
Характеристики
современного
рынка
труда.
Виды
предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их
цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи
начинающего предпринимателя. Особенности предпринимательской деятельности.
Ответственность предпринимателей перед обществом и государством.
Самозанятость.
Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации,
государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные
сертификаты.
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни
Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику.
Жилищно-коммунальные услуги. Зелѐные технологии. Зѐленые технологии и
семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и
защита окружающей среды.
Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг
Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники.
Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых
услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации.
Финансовые и налоговые консультанты. Финансовая реклама. Защита от
финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых
услуг.
8 класс
Раздел 1. Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и
операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов.
Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский
кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды
банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные
приложения банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций
Отличия займа от кредита. Микрозаѐм в микрофинансовых организациях,
потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды
кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие
компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования.
Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование.
Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.

Планируемые результаты освоения программы элективного курса
«Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом
особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в
основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса
«Финансовая культура» распределены по годам обучения с учѐтом входящих
в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандартеосновного общего образования, а также
с учѐтом Федеральной программы воспитания, рамки финансовой компетентности
школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по
организации финансовой грамотности в общеобразовательной школы.
Личностные результаты
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурноми многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родногоязыка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициямразных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного

пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровьюи
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характераэкологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина ипотребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельностиэкологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; умение
распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее — оперироватьпонятиями), а также оперировать терминами
и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовуюситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые
логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений ипроцессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученнуюв ходе
исследования ;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить,выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членамикоманды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новыхзнаний
об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерениядругого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своѐ
право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы элективного курса

Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»
1)
освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в
цифровом обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях,
семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной
платежной системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом
поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи российским
семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и еѐ последствиях;
человеческом капитале; роли наѐмного труда в цифровом обществе; роли
предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования,
пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и
обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых услуг; видах
финансового мошенничества; защитеправ потребителей финансовых услуг;
2)
умение
характеризовать
традиционные
российские
духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины);
3)
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
действий участников финансовых отношений; государственной социальной помощи
российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов;
способов защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов;
выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов;государственных
электронных услуг;
4)
обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное
поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план, связанный
сконкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей и
прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожностипри
использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать полезность
приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении
семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования заѐмных средств;
находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать
назначение этой информации; предпринимать мерыпредосторожности при
использовании различных видов денег и операциях с ними; прогнозировать риски,
связанные с использованием финансовых
продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей
финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными
деньгами,банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
5)
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями
и финансовым планированием и инвестированием; формированием семейного и
личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности

потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в обеспечении
рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты окружающей
среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
6)
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с
использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли
информации и финансовых технологий в современном мире при использовании
финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни,
рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности
наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного
налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей при вступлении в финансовые отношения;
7)
умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, налогам, процессам социальной
действительности, связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке
молодежи;
8)
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в
сфере финансов;
9)
овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том
числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение составлять
на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
10) овладение приѐмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
11)
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными

финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик);
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе
электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения,
декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
15) приобретение
опыта
осуществления
совместной,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
7 класс
 Осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовых
ресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений; инфляции, налогах,
подушке финансовой безопасности; платежных системах; национальной платежной
системе;
 прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой
деятельности, налогов;
 характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные
деньги;валюты; российский рубль;
 характеризовать финансовые потребности личности; наѐмный труд и его
особенности; современный рынок труда; особенности предпринимательской
деятельности; формы предпринимательства; ответственность предпринимателей
перед обществом;
 приводить примеры управления личным временем и финансами;
 использовать
полученные
знания
об
ошибках
начинающего
предпринимателя;
 характеризовать жизненные цели, возможности
по
улучшению
благополучия семьи, имущество и обязательства участников финансовых
отношений в том числе в условиях инфляции;

 приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных
финансовых предложений, быстрых платежей и их особенностей; организаций по
защите прав потребителей финансовых услуг;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью
участника финансовых отношений и принятием финансовых решений;
 определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных
финансовых рисков; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в
наличной и безналичной форме; определять страховой продукт, который требуется
в той или иной жизненной ситуации;
 решать задачи по управлению финансовыми рисками, их прогнозированию и
оценке финансовых услуг и инструментов, том числепри пользовании цифровыми
ресурсами; рассчитывать размер финансовой подушки безопасности;
 овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных
системах, национальной платежной системе; страховых полисов; определять
ситуации, в которых использование финансовой подушки безопасности является
целесообразным;
 искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг;
способах защиты прав потребителя финансовых услуг;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать
информацию
об
ответственности за нарушения прав потребителей финансовых услуг;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте
знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
 приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг;
 приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности,
при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
8 класс
 Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять
знания об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об
ответственности за нарушение прав участника страховой сделки; банках и их
функциях; микрозаймах; небанковских организациях;
 определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия
займа от кредита;
 характеризовать
поручительство;
рефинансирование;
комиссии
банков;мобильные приложения банков;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и
системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью
населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, потребительских
кооперативах, ломбардах;

 приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских
операций, в том числе валютных операций;
 использовать полученные знания о государственных услугах в электронном
виде; по подготовке к пенсии;
 решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлятьинтерес к
существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять
вычисления, связанные с вкладами икредитами;
 овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе
договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять основную
информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность
платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);
 искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите
при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических
предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
 искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
 анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной
истории, видах банковских карт и их функциях;
 принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения
за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе
кредитам) и сберегательным продуктам в надежные, информированные источники
до принятия финансовых решений;
 приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности,
при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
Тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Экономическая
активность личности

9

2

Деньги в повседневной
жизни

9

3

Финансовые
инструменты и услуги

9

4

Практикум, проектная
деятельность

7

Всего 34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=

Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Банковские услуги

9

2

Небанковские
организации и их услуги

11

3

Страховые услуги

6

4

Практикум, проектная
деятельность

8

Всего 34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?f
ilters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?f
ilters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?f
ilters=
Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?f
ilters=


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».