рабочая программа по учебному предмету Мир химии

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
от 30.08.2023 № 248-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Мир химии»
для обучающихся 7 классов

Екатеринбург 2023

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Мир химии»
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с
задержкой психического развития получают образование, соответствующее
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым
результатам основного общего образования нормативно развивающихся
сверстников, и в те же сроки обучения (5-9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
Адаптированная программа (далее Программа) по учебному предмету
«Мир химии» обеспечивает:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных
наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую
среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
- создание условий для развития навыков учебной, проектноисследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на
достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования.
Предметные результаты изучения предметной области "Естественные
науки" включают предметные результаты изучения учебного предмета:
"Мир химии" - требования к предметным результатам освоения курса химии
включают требования к результатам освоения базового курса:
1) сформированность системы знаний об общих химических
закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и
органических веществ, объяснять закономерности протекания химических
реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе,
строении вещества и основных химических законах, проверять их
экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения
химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с
веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений
описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с
позиций
экологической
безопасности
последствия
бытовой
и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой
веществ.

В системе естественно-научного образования химия как учебный
предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании
научной картины мира, химической грамотности, необходимой для
повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической
культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением
основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями,
применением полученных знаний при решении практических задач.
Изучение химии предполагает полное освоение курса и включает
развитие способностей обучающихся путем освоения основ наук,
систематических знаний; умение применять полученные знания для решения
практических и учебно-исследовательских задач в измененной,
нестандартной ситуации; умение систематизировать и обобщать полученные
знания. Изучение предмета позволяет сформировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической
безопасности последствия бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с получением, применением и переработкой веществ.
Изучение предмета «Мир химии» в части формирования у
обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
познания, а также практического применения научных знаний основано на
межпредметных
связях
с
предметами
областей
естественных,
математических и гуманитарных наук.
Рабочая программа учебного предмета «Мир химии» составлена на
основе авторской программы по химии О.С. Габриеляна и модульного
принципа построения учебного материала, не определяет количество часов
на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может
изучаться.
Рабочая программа учитывает возможность получения знаний в том
числе через практическую деятельность.
Личностными результатами изучения предмета «Мир химии»
являются следующие умения:
1.
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности
его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
2.
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы;
3.
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья;
4.
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
5.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметне результаты.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися меж
предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства, ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать
и
анализировать
собственную
учебную
и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в

процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него

источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;

 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный;
 критически оценивать содержание и форму текста.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии

уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью

средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий,
соблюдать
информационную
гигиену
и
правила
информационной безопасности.
Планируемые предметные результаты изучения предмета.
Выпускник научится:
•описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
•характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
•раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», используя знаковую систему химии;
•изображать состав простейших веществ с помощью химических формул;
•вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а
также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их
практической значимости;
•сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
•классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по
составу;
•описывать состав, свойства и значение (в природе и практической
деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
•пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
•проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями
свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
•осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с
кислотами и щелочами.
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы,
оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для
осознания важности упорядоченности научных знаний;
•раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

•описывать и характеризовать табличную форму периодической системы
химических элементов;
•называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
Выпускник получит возможность научиться:
•осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
•понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых
в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
•использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
•развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять
готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
•объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе, касающейся использования различных веществ.
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека;
•описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного
анализа;
•применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
•развивать информационную компетентность посредством углубления
знаний об истории становления химической науки, её основных понятий,
периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также
о современных достижениях науки и техники.
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым
ионным уравнениям;
•приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи
между основными классами неорганических веществ;
•организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств
веществ, имеющих важное практическое значение.
Раздел II. Содержание учебного предмета «Мир химии»
Пропедевтический курс
Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание
комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии.
Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их
индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод
познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза
как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание
наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент
лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов
эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
(лаборатории)».
Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой. Устройство
спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».
Моделирование. Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов
и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная
модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в
химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и
установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и
химические уравнения).
Химическая символика. Химические знаки. Их обозначение, произношение
и информация, которую они несут. Химические формулы. Их обозначение,
произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярнокинетической
теории.
Понятия
«атом»,
«молекула»,
«ион».
Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых
веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Понятие об агрегатном
состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества.
Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические
явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия,
литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты.
Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и
неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода
и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)
вещества.
Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов.

Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в
фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел,
углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о
реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха,
обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на
него. Возможность изменения роли на противоположную. Распространение
запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы
твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических
решеток.
Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или
материала (например, стекла — лабораторная посуда). Коллекция различных
тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства —
применение». Географические модели (глобус, карта). Биологические модели
(муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).
Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их
кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды,
углекислого и сернистого газов, метана. Распространение запаха одеколона,
духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ
кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Три
агрегатных состояния воды. «Переливание» углекислого газа в стакан на
уравновешенных весах. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и
изделий из них. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит,
флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы
кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых
(нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Спиртовая экстракция хлорофилла
из зеленых листьев. Качественная реакция на кислород. Качественная
реакция на углекислый газ. Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. Описание свойств кислорода, уксусной
кислоты, алюминия. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего).
Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.
Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под
микроскопом. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение
эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение крахмала и белка
(клейковины) в пшеничной муке. Пропускание выдыхаемого воздуха через
известковую
воду.
Математика в химии.
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие
об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной
единицы. Нахождение относительной атомной массы химических элементов
по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной
массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс,
составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о
массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по
формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых
долей образующих его элементов.
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе
и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и
твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС). Смеси гомогенные и
гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (ϕ)
компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема
компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой
доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет
массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле
растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества».
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и
примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества.
Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества,
содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с
использованием этих понятий.
Демонстрации. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или
иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка и их
разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей
(кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.). Диаграмма
объемного состава воздуха. Диаграмма объемного состава природного газа.
Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.
Лабораторные опыты. Изучение состава бытовых кулинарных и
хозяйственных смесей по этикеткам. Изучение состава некоторых бытовых и
фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей
по их этикеткам.
Явления, происходящие с веществами
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ.
Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание,
разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация,
центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на
производстве. Понятие о фильтрате.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь
как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в
военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой
смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в
лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и
природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка
жидкого воздуха.
Практическая работа «Очистка поваренной соли».
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе
превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения
химических реакций.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение
цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.
Демонстрации. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение
смеси порошков серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка.
Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной
воронки. Центрифугирование. Фильтрование. Коллекция респираторных
масок и марлевых повязок. Адсорбционные свойства активированного угля.
Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Противогаз
и его устройство. Получение дистиллированной воды с помощью
лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси
перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция
«Нефть и нефтепродукты». Взаимодействие порошков железа и серы при
нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с
кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое
разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца).
Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы.
Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. Реакция
нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой.
Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором
сульфита натрия. Получение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида
железа (III) реакцией обмена. Растворение полученных осадков гидроксидов
металлов кислотой. Получение углекислого газа взаимодействием раствора
карбоната натрия с кислотой.
Лабораторные опыты. Разделение смеси сухого молока и речного песка.
Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.
Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в
период эпидемии гриппа. Изучение состава и применения синтетических
моющих средств, содержащих энзимы. Изучение устройства зажигалки и ее
пламени.
Рассказы по химии
Рассказы об ученых. Выдающиеся русские ученые-химики: жизнь и
деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

Рассказы об элементах и веществах. Металлы: алюминий, железо, золото.
Неметаллы: азот, водород. Вода. Хлорид натрия. Карбонат кальция.
Рассказы о реакциях. Фотосинтез. Горение. Коррозия металлов.
Практическая работа (домашний эксперимент) «Выращивание кристаллов
соли».
Практическая работа (домашний эксперимент) «Коррозия металлов».
Раздел III. Тематическое планирование учебного предмета «Мир химии»
Основная образовательная программа среднего общего образования
МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов отводит
35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Мир химии» из
расчета: в том числе по 1 часа в неделю (35 часов в год).
3.1. Тематическое планирование учебного предмета «Мир химии» в 7
классе
Перечень разделов, тем
Количество
часов на
изучение
каждой темы
Химия как часть естествознания. Предмет химии
1
Методы изучения естествознания
Химия и физика

4
2

Химия и география

2

Химия и биология
Качественные реакции в химии
Математика в химии
Явления, происходящие с веществами
Рассказы по химии
Повторение

2
2
7
8
6
1

7 класс
№

Тема урока

1. Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Количество
часов
1

2. Методы изучения естествознания.

1

3. Наблюдение и эксперимент.

1

4. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила техники безопасности при

1

работе в химическом кабинете.
5. Практическая работа №2. Наблюдение за горящей
свечой.
6. Строение вещества.

1

7. Агрегатные состояния веществ.

1

8. Геологическое строение планеты Земля.

1

9. Минералы и горные породы.

1

10. Химический состав живой клетки.

1

11. Биологическая роль воды в живой клетке.

1

12. Качественные реакции в химии.

1

13. Аналитический эффект. Модели кристаллических
решеток.
14. Химические элементы. Простые и сложные вещества.

1

15. Химические знаки и химические формулы.

1

16. Относительные атомная и молекулярная массы.

1

17. Чистые вещества и смеси.

1

18. Объемная доля компонента газовой смеси.

1

19. Массовая доля растворенного вещества.

1

20. Массовая доля примесей.

1

21. Разделение смесей.

1

22. Дистилляция и перегонка.

1

23. Практическая работа №3. Приготовление раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества.
24. Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов.

1

25. Практическая работа№ 5. Очистка поваренной соли.

1

26. Признаки химических реакций.

1

27. Подготовка к контрольной работе.

1

28. Контрольная работа № 1 по теме: «Смеси веществ и их
состав».
29. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

1

30. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

1

31. Металлы. Представители металлов.

1

1

1

1

1

32. Коррозия металлов.

1

33. Неметаллы.

1

34. Представители неметаллов.

1

35. Повторение. Смеси веществ и их состав.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».