МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Утверждена приказом от 30.08.2023 № 248-од ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЯЗЫК РОДНОЙ, ИДИ ЗА МНОЙ» Возраст 15 лет Срок реализации – 7 месяцев Автор – составитель: Немтинова О.В. Екатеринбург 2023 Содержание Пояснительная записка Цели и задачи ДООП «Язык родной, иди за мной» 3 3-4 Содержание ДООП «Язык родной, иди за мной» и планируемые результаты 4 Организационно – педагогические условия 5 Учебный план 6 Календарный учебный график 6 Методические материалы 8 Оценочные материалы 8 Список использованной литературы 10 2 Пояснительная записка Данная программа разработана в рамках курса русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программы, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний обучающихся по русскому языку и журналистике, развитие их теоретического мышления и речи. Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «русский язык» и потребностями обучающихся в дополнительном материале по русскому языку и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал. Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для обучающихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития. Курс «Язык родной, иди за мной» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки. Режим занятий: 1 раз в неделю, 26 часов. Данная программа развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Программа включает в себя следующие разделы: 1. Введение. 2. Понятие информации. 3. Основы получения и накопления журналистского материала. 4. Информационные жанры в журналистике. 5. Аналитические жанры журналистики. 6. Литературное редактирование. 7. Техника газеты. 8. Верстка газеты. 9. Работа с текстом перед публикацией. Такое содержание курса нацелено с одной стороны на создание базы для развития способностей обучающихся, с другой, восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение. Цели курса Таким образом, разделы, из которых состоит предлагаемая программа, хотя и не связаны между собой по изучаемому материалу, но они связаны логически и дидактически и имеют общие цели, которые заключаются в создании условий и возможности: • оценить обучающимися свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; • повысить уровень компетентности; • уточнить готовность и способность осваивать русский язык на повышенном уровне; • получения обучающимися опыта работы на уровне повышенных требований, что способствует развитию учебной мотивации. • формирование "базы знаний" позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний. 3 • научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий • развить навыки решения тестов • научить, максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания. Задачи: - формирование интереса к изучению русского языка через написание текстов; - развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно и в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого. - формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека; - осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства; - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, кино, музыки); - формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству; - развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре); - формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений. Содержание курса и планируемые результаты освоения программы Содержание разделов Введение. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. Определение понятия «Журналистика». СМИ в современном мире. Значение СМИ для общества. Печать. ТV. Радио. (2 часа). Понятие информации. Что такое информация. Правдивые и ложные сведения. Источники информации. Методы сбора информации. (2 часа). Основы получения и накопления журналистского материала. Официальные источники, связи, интернет, наблюдение. Оформление авторского материала ( 2 часа). Информационные жанры в журналистике. Понятие жанра и особенности. Понятие «материал». Хроникальная заметка. Информационная заметка. Расширенная заметка. Репортаж. Интервью. Зарисовка. ( 5 часов). Аналитические жанры журналистики. Корреспонденция. Статья. Обзор печати. Обозрение. ( 4 часа). Работа с текстом перед публикацией. Планирование текста. Корректорские знаки. Части журналистского текста. Иллюстрации к тексту. (2 часа). Литературное редактирование. Канцеляризмы. Фразеологизмы. Клише. (4 часа). Техника газеты. Задачи дизайнера. Реклама. ( 3 часа). Верстка газеты. Основные принципы. Работа пресс-центра (2 часа). Тематическое планирование № п/п Тема Количество часов 2 2 журналистского 2 1 2 3 4 Введение. Понятие информации. Основы получения и накопления материала. Информационные жанры в журналистике. 5 Аналитические жанры журналистики. Работа с текстом 6 5 4 перед публикацией. 6 Литературное редактирование. 4 7 Техника газеты. 3 8 Верстка газеты. Работа с текстом перед публикацией. 2 Итого 26 Поурочное планирование № п/п Тема занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Количество часов 1 1 объективная 1 СМИ в современном мире. СМИ: печать, телевидение, радио. Что такое информация. Субъективная и информация. Правдивые и ложные сведения. Источники информации. Методы сбора информации. Источники информации. Официальные источники, личные связи, информационные агентства. Интернет, наблюдения. Понятие жанра. Зачем нужны жанры в журналистике? Хроникальная заметка как жанр. Что? Где? Когда? – три главных вопроса в журналистике. Информационная заметка как жанр. Шесть вопросов: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Композиция информационной заметки. Блоковость. Тон. Расширенная заметка. Понятие жанра. Способы комментирования. Композиция заметки. Репортаж. Интервью Опрос. Зарисовка Разновидности профессии журналиста Планирование текста. Цель. Методы достижения цели. Аудитория. План публикации. Части журналистского текста. Заголовок. Подзаголовок. Лид. Текст. Подпись к фото. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Подпись. Взаимосвязанность частей текста между собой. Иллюстрации к тексту: фотография, рисунок, инфографика. Способы сопровождения Корреспонденция Статья Обзор печати Обозрение Рецензия на книгу Рецензия на театральную постановку, фильм Юморески. Фельетоны. Пародии Клише и штампы Задачи дизайна 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 26 Газетные термины. Термины верстки 1 Учебный план Вид услуги Количество часов в неделю год Язык родной, иди за мной 1 Количество часов в 26 Календарный учебный график Содержание Избранные вопросы математики Начало учебного года Окончание учебного года октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель 1 октября 2022 года 30 апреля 2023 года 7,14,21,28 11,18,25 2,9,16,23 13,20,27 3,10,17,24 3,10,17,24 7,14,21,28 Осенние каникулы с 31.10.2022 по 06.11.2022 года Зимние каникулы с 01.01.2023 по 08.01.2023 года Весенние каникулы с 27.03.2023 по 02.04.2023 года 4 3 4 3 4 4 4 Объем недельной учебной нагрузки 1 час Объем годовой учебной нагрузки 26 часов Планируемые результаты Разносторонне развитая и социально компетентная личность, способная жить и действовать в новом тысячелетии, знакомая с технологиями труда журналиста, ответственно относящаяся к своему труду. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: -знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; -формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств; -освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни; -формирование активной жизненной позиции. Метапредметные результаты: -овладение культурой общения с медиа, -овладение навыками работы с различными источниками информации; -развитиетворческих и коммуникативных способностей; 6 -развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, -овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники. Предметные результаты: - умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни; -знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах; -овладение навыками работы с медиатекстом. Личностные УУД Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; Проявление способности к самооценке своих действий, поступков. Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развитие самопознания. Познавательные УУД Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры; Делать выводы в результате совместной работы; Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия (способность выражать свои чувства словами); Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности; Планировать конечный результат своей деятельности; Составлять план и последовательности действий Вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других; Научится работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя); Получить навыки в планирование сотрудничества с взрослым и сверстниками; Приобретать навыки в постановке вопросов. К концу освоения программы обучающиеся могут знать: информационные жанры журналистики; правила оформления авторского материала, особенности аналитических и художественно-публицистических жанров журналистики; методы и приемы работы со словом; правила и нормы газетного языка; состав и работу редакции, обязанности каждого члена редакции. К концу освоения программы обучающиеся могут уметь: выявлять интересные события и явления в повседневной жизни; собирать информацию из разных источников и 7 работать с ней; различать разные информационные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах; общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью, работать в различных журналистских жанрах; грамотно проводить интервью; писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, владеть печатным словом, редактировать свои и чужие тексты; верстать печатное издание, самостоятельно определять актуальную тему, ставить проблемы номера. Методические материалы Гуревич С. М. Номер газеты : учеб. пособие. – М., 2002. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты. – М., 2000. Интернет-СМИ: теория и практика : учеб. пособие. – М., 2010. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – 2-е изд. – М., 2010. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. – М., 2011. Лукина М. М. Технология интервью : учеб. пособие. – М., 2008. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня /под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. – М., 2008. Радиожурналистика. – М., 2000. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : учеб. пособие. – М., 2007. Технология новостей от Интерфакса. Style Guide. Аспект Пресс, – М., 2011. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста – М., 2011. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М., 2008. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. – М., 2003. Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: 1998. Оценочные материалы 1. «Жесты и мимика». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. 2. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте. 3. «Сказка». Обучающиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения – уточнение смысла понятия «журналистская информация». 4. «Стоп-кадр». К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного-трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40–50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов. 5. «Главная улица». Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, 8 информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения – уточнение методики работы в разных жанрах. 6. «Письмо в редакцию». Обучающиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей. 7. «Впрок». Обучающиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения – овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала. 8. «Описание». Не называя имени, описать с помощью местоимения третьего лица любую известную личность, чтобы по чертам внешности или манерам поведения можно было угадать, о ком идет речь. Каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют героя. Описать любое местное здание, которое является достопримечательностью или выделяется своей архитектурой, при этом студенты не называют само здание. Затем каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют здание. 9. «Как». Сравнения с «как» (словно, будто) делают текст ярче и образнее. Обучающимся предлагается создать образ, используя сравнение через «как». Для этого преподаватель заранее готовит список слов, к которым студенты должны подобрать сравнение. Вариант второй – студенты придумывают несколько заголовков, в которых используют сравнение с «как», к ранее опубликованному тексту. 10. «Диалог». Описать известную в регионе личность (чиновник, спортсмен, актер и т.д.) с помощью диалога двух старушек, отца и сына, представителей молодежи и т.д. 11. «На рассуждение». Написать текст из 10–15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала мухе» (варианты могут быть различными). 12. «Резюме». Дописать уже опубликованную в газете заметку одним предложениемрассуждением. Сравнить результаты. 13. «Общий заголовок». Одновременно всем студентам написать короткий текст на разные темы (политика, экономика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Мороз крепчал». Заголовок должен быть обыгран в тексте. 14. «Символическая цифра». Написать зарисовку о человеке, используя в качестве основы символическую цифру, обобщающую его жизненный путь. 15. «Заголовки». К предложенному преподавателем тексту написать несколько заголовков, разных по типу. Затем к каждому из заголовков сделать подзаголовок, уточняющий или детализирующий сказанное. 16. «Лид». К выданному преподавателем тексту, написать несколько разных лидов, например, лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид. Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы Компьютер, принтер, сканер (кабинет русского языка и литературы). Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Adabe Photoshop. Сайты по русскому языку: http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramma.ru - Культура письменной речи http://www.philolog.ru/dahl/ - Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система 9 http://vedi.aesc.msu.ru - Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык Литература по курсу: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. Основы творческои деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. Тертычный А.А. 2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16. 2004 год. 3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004. 4. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000 5. Литературная энциклопедия терминов и понятии/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М. 2001. 6. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988. 7. «Основы журналистского мастерства», автор Доможиров В.И. (Екатеринбург, 2001 г.). 10