МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Утверждена приказом от 30.08.2023 № 248 -од ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ХОР «СЛАВА»» Возраст 6 – 11 лет Срок реализации – 2 года Автор – составитель: Кулаева В.А. Екатеринбург 2023 Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка ……………………………………………………4 Цели и задачи ДООП «Хор «Слава»»…………………………………….7 Объем ДООП «Хор «Слава»» …………………………………………….8 Планируемые результаты………………………………………………...10 Календарный учебный график ДООП «Хор «Слава»»………………...12 Календарно-тематическое планирование ………………………………13 Материально – техническое обеспечение ………………………………18 Методические материалы………………………………………………...19 2 Паспорт программы Название программы Автор - составитель Вид программы Направленность Форма реализации Срок реализации Возраст обучающихся Категория детей Хор "Слава" Зиятдинова А.Р. модифицированная художественная очная 2 года 6 – 11 лет обучающиеся младшего школьного возраста Уровень освоения программы Краткая аннотация стартовый Программа базируется на историческом материале. Для постановки итогового концерта необходимы не только знания основ музыкального искусства и специальных навыков и умений, но и знания по теории музыкального грамоты. 3 Пояснительная записка Данная образовательная программа составлена на основе /нормативных документов: – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/; – Федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11); – Федерального проекта «Успех каждому ребенку», утвержденного проектным комитетом по национальному проекту «Образование» (протокол от 7 декабря 2018г. №3); – Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015). – Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; – Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996рг/.; – Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций 4 дополнительного образования детей»; – Устава МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов; Отличительная особенность данной программы состоит в том, что изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования, сделаны акценты на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Содержание курса объединено в 4 блока: 1. История вокальной музыки. Вокальная музыка как вид искусства. 2. Хоровое мастерство. 3. Художественное прочтение музыкального произведения. 4. Работа над музыкальным произведением. Актуальность программы В разное время хоровое пение считается одним из популярных видов музыкальной деятельности, располагающий огромным потенциалом развития творческих навыков ребенка. С раннего возраста дети нуждаются в эмоциональном общении и творческом проявлении. Участие в хоровом коллективе воспитывает у детей внутреннюю дисциплину и чувство ответственности. Во время пения в хоре ребенок получает огромный заряд положительной энергии, эстетического удовольствия, радости творчества. На хоровые занятия ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей. Педагогическая целесообразность В возрасте от 6 лет закладываются основы сознательного поведения, формируется представление о мире, семье, государстве. Программа «Хор «Слава»» воспитывает ребенка и помогает достичь наилучших результатов в самореализации. Занятия в группах позволяют отлично наполняют свободное время детей и побуждает интерес к творческой деятельности. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. 5 При разучивании песенного репертуара сочетать знания и умения детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. 6 Цели и задачи ДООП «Хор «Слава»» Цель программы: воспитание художественного вкуса и любви к музыке на основе пения в хоре; расширение общекультурного кругозора учащихся. Задачи программы: 1. накопление музыкальных впечатлений, овладение музыкальными навыками и умениями, развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, памяти; 2. воспитание эстетики хорового звучания, формирование певческой культуры. Образовательные: сформировать начальные основные вокально – хоровые навыки; познакомить с вокально – хоровым репертуаром; сформировать необходимые знания по музыкальной терминологии. Воспитательные: приобщить к мировым и отечественным культурным ценностям; сформировать коммуникативные компетенции. Развивающие: развить общую музыкальность и чувство ритма; развить образное мышление и эмоциональную сферу ребенка; стимулировать развитие речи. На занятиях в хоре прививаются навыки пения по нотам, идет активное изучение нотной грамоты, что облегчает процесс разучивания и помогает сознательно воспринимать музыкальные произведения. Знание нотной грамоты необходимо и для чтения хоровых партитур в будущем. Пение по нотам сочетается с пением по слуху, развивающим музыкальную память. 7 Объем ДООП «Хор «Слава»» Объем программы составляет в первом полугодии 16 учебных недель, 48 часов, во втором полугодии 22 учебные недели, 55 часов. Форма организации образовательного процесса – очная, групповая. Количество обучающихся в группе 15-25 человек. Основными методами работы являются постоянное расширение репертуара и принцип повторяемости, закрепления изученного. Педагог ведет занятия как со всем составом хора, так и по группам, и по хоровым партиям. Репетиция должна быть четко организована по времени. Если она длится больше часа, необходимо сделать перерыв. Репертуарный план разрабатывается на несколько занятий вперед на основе репертуарного плана хора, составленного на полугодие. Руководитель определяет содержание каждой репетиции, последовательность прохождения музыкального материала, дозировку по времени на каждый вид работы. Занятия включают в себя следующие виды деятельности: 1) 2) 3) 4) 5) 6) распевание; подготовительные слуховые и ритмические упражнения; разучивание новых произведений по нотам; разучивание новых произведений по слуху; работа по партиям, индивидуально и группами; повторение ранее изученного. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать), интонировать (соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий: игровой характер занятий и упражнений; активная концертная деятельность детей; доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях; элементы театрализации, сценические костюмы для создания образа; пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Формы контроля: на каждом занятии дети поют по очереди по одному, в малых группах, по партиям, где проверяется уровень знания музыкального и словесного текста, чистота интонации. 8 Целью и итогом репетиционной работы являются концертные выступления. Форма проведения аттестации — концертные выступления, вокальнохоровые конкурсы и фестивали, контрольные уроки, музыкальные спектакли. Срок освоения программы – 2 года. Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу с сентября по май. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории муниципального образования «Екатеринбург предусмотрена возможность использования образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 9 Планируемые результаты ДООП «Хор «Слава»» Спецификой вокально – хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с целью достижения определенного качества хорового исполнения. Работа с учащимися строится с учетом принципа преемственности в организации вокально-хорового воспитания. Формирование и развитие важнейших хоровых навыков (вокально-певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция и артикуляция, ансамбль и строй и др.) происходит с постепенным усложнением задач, расширением певческих возможностей учащихся. У обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Коммуникативная компетенция: через умение правильно петь в ансамбле; через умения работать в партии, хоре; через умение презентовать результаты собственной деятельности на сцене; через умение взаимодействовать с группой на сцене. Социокультурная компетенция: через познание себя в семье, в коллективе, государстве; через овладение культурными нормами и традициями; Ценностно – смысловые компетенции: через самоопределение ученика в профессиональной деятельности; через осведомленность учащихся об особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека. По завершении 2 лет обучения обучающиеся должны знать: особенности музыки как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах музыкального искусства; художественное прочтение музыкального произведения как вид исполнительского искусства; об основах хорового пения. петь вместе, используя цепное дыхание; петь в ансамбле (вместе, чётко, чисто интонируя), каноне; взаимодействовать с группой хора на сцене; анализировать работу свою и товарищей; 10 подготавливать творческие задания, вытекающие из содержания занятия; знать все музыкальные произведения, выученные за год; исполнять вокальные и хоровые произведения на школьных мероприятиях. По результатам освоения программы проводятся открытые занятия, спектакли, фестивали. 11 Календарный учебный график ДООП «Хор «Слава»» Календарный учебный график МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов на 2020-2021 учебный год является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности. Программа представляет начальный, ознакомительный этап обучения хоровому пению. Программа адаптирована к обучению на занятиях в общеобразовательной школе, проходящих в условиях кружковой работы. Обучение предлагается всем желающим, без отбора. Период обучения на 2021-2022 учебный год – в первом полугодии 16 учебных недель, 48 часов, во втором полугодии 22 учебные недели, 55 часов. Праздничные дни: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 4 ноября 2021 года; 31 декабря 2021года; 1-9 января 2022 года; 23 февраля 2022 года; 6-8 марта 2022; 1-3 мая и 7-10 мая 2022 года. Продолжительность каникул: 1) 2) 3) 4) осенние – с 31 октября 2021 года по 07 ноября 2021 года (8 дней); зимние – с 25 декабря 2021 года по 9 января 2022 года (11 дней); весенние – с 24 марта 2022 года по 31 апреля 2022 года (8 дней); летние – с 27 мая 2022 года по 31 августа 2022 года. 12 Календарно-тематическое планирование № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятий Вводный урок. Учебно - тренировочный материал. Прослушивание репертуара. Работа над репертуаром. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Понятие о высоте и протяжённости звука. Дирижерский жест: начало и окончание пения, громко и тихо. Активный вдох, мягкая атака. Правильное формирование гласных. Четкое формирование согласных. Учебно - тренировочный материал. Работа над репертуаром. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Работа над репертуаром. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Вокально-хоровая работа. Работа над репертуаром. Подготовка к концерту. Вокально хоровая работа. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Работа над репертуаром. Подготовка к концерту. Вокальнохоровая работа. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Работа над репертуаром. Подготовка к концерту. Вокальнохоровая работа. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Работа над репертуаром. Подготовка к концерту. Вокальнохоровая работа. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Концертная деятельность. Участие в общешкольном концерте, посвященному Дню Учителя. Н.Лекомцева «Ходит конь по бережку». Учебно - тренировочный материал. 18. Работа над репертуаром. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». 19. Вокально-хоровая работа. Высота и протяжённость звука. 20. 21. 22. 23. 24. Графическое изображение коротких мелодий. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Название звуков, пение звукового ряда. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Учебно - тренировочный материал. Певческая установка стоя и сидя. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Дирижерский жест: начало и окончание пения, громко и тихо. 13 25. 26. 27. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Активный вдох, мягкая атака. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Четкое формирование согласных. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». Правильное формирование гласных. Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». 28. Вводный урок. Учебно - тренировочный материал. 29. Работа над репертуаром. Рождественские колядки «Христос родился», «Небо и земля». 30. Работа над репертуаром. Вокально – хоровая работа. 31. Певческую установка стоя и сидя. «Христос родился». 32. Дирижерский жест: начало и окончание пения, громко и тихо. Активный вдох, мягкая атака. Правильное формирование гласных. «Христос родился», «Небо и земля». Четкое формирование согласных. «Христос родился». Работа над репертуаром. Вокально – хоровая работа. Певческая установка стоя и сидя. «Христос родился». Дирижерский жест: начало и окончание пения, громко и тихо. Активный вдох, мягкая атака. «Христос родился». Правильное формирование гласных. «Христос родился». Четкое формирование согласных. «Небо и земля». Учебно – тренировочный материал. «Небо и земля». Подготовка к новогоднему концерту. Работа над репертуаром. «Небо и земля». Динамические оттенки в произведении. «Небо и земля». 18.12. Работа над образом и артистизмом. «Небо и земля». Подготовка к новогоднему концерту. Работа над репертуаром. Рождественские колядки «Христос родился». Концертная деятельность. Участие в новогоднем утреннике «Зимняя сказка» 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. Учебно - тренировочный материал. 50. Развитие слуховых навыков. Распевки. 51. 52. 53. Работа над унисоном и строем. «Ходила младешенька» - русская народная песня Работа над унисоном и строем. «Ходила младешенька» - русская народная песня; Работа над репертуаром. Вокально-хоровая работа. 14 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. Диапазон: до1 –до2, опевание этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания. Пение без сопровождения и с ним. Вокально-хоровая работа. Разучивание произведений. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Разучивание произведений. Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» Подготовка к концерту. Вокально-хоровая работа. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Подготовка к концерту. Вокально-хоровая работа. «Ходила младешенька» - русская народная песня Подготовка к концерту. Вокально-хоровая работа. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Подготовка к концерту. Работа над образами и артистизмом. «Ходила младешенька» - русская народная песня Подготовка к концерту. Работа над образами и артистизмом. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Подготовка к концерту. Работа над образами и артистизмом. «Ходила младешенька» - русская народная песня Подготовка к концерту. Работа над образами и артистизмом. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Динамические оттенки в произведении. «Ходила младешенька» - русская народная песня Динамические оттенки в произведении. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» Концертная деятельность. Участие в общешкольном концерте. «День защитника Отечества». Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» «Ходила младешенька» - русская народная песня Подготовка к концерту. Вокально-хоровая работа. Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» Динамические оттенки в произведении. Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» Подготовка к концерту. Работа над образами и артистизмом. Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» Концертная деятельность. Участие в общешкольном концерте. «Международный женский день 8 марта». Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» Учебно - тренировочный материал. Развитие слуховых навыков. Разбор канона «За рекою старый дом» И.С. Бах. Учебно - тренировочный материал. 15 75. Развитие слуховых навыков. Канон «За рекою старый дом» И.С. Бах. 76. Работа над репертуаром. Канон «За рекою старый дом» И.С. Бах. 77. 78. 79. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение. Работа над репертуаром. Синенко В. «Полон музыки весь свет». А. Пахмутова «День победы». 80. Отработка исполнительских умений. А. Пахмутова «День победы». 81. 82. Работа над репертуаром. Синенко В. «Полон музыки весь свет». А. Пахмутова «День победы». Работа над репертуаром. А. Пахмутова «День победы». 83. Работа над репертуаром. Синенко В. «Полон музыки весь свет». 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений. Динамические оттенки в произведении. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Динамические оттенки в произведении. А. Пахмутова «День победы» Работа над репертуаром. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Работа над образами и артистизмом. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Работа над образами и артистизмом. А. Пахмутова «День победы». Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений. Синенко В. «Полон музыки весь свет». А. Пахмутова «День победы». Концертная деятельность. Участие в общешкольном концерте «9 мая. День победы» Синенко В. «Полон музыки весь свет». А. Пахмутова «День победы». Подготовка к уроку-концерту. А. Пахмутова «День победы». Вокально-хоровая работа. А. Пахмутова «День победы». Отработка исполнительских умений. Синенко В. «Полон музыки 16 99. 100. 101. 102. 103. весь свет». Работа над образами и артистизмом. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Динамические оттенки в произведении. Синенко В. «Полон музыки весь свет». Работа над репертуаром. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах. А.Пахмутова «День победы». Работа над репертуаром. Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах. А.Пахмутова «День победы». Отчетный концерт Система оценивания Через пение хорист передает зрителю внутренний мир, образы и характеры, изображенные композитором в музыке. Для этого актеру необходимо владеть техникой, которая связана со звучностью, музыкальностью, объемом голоса, развитием дыхания, четкостью и ясностью произношения, интонационной выразительностью и эмоциональностью. Все необходимые навыки и умения отрабатываются на занятиях. Необходима 5-бальная система оценивания: 5 - «отлично»- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях. 4- «хорошо» - регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всех произведений. 3 – «удовлетворительно» - нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе. 2 - «неудовлетворительно»- пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт. 17 Материально – техническое обеспечение Занятия проводятся в актовом зале, где достаточно места, необходимого для творческого процесса. Техническое оснащение программы: 1) Ноутбук 1 шт. 2) Микшерный пульт 1шт. 3) Принтер 1 шт. 4) Сканер 1 шт. 5) Шнуровые микрофоны 4 шт. 6) Проводные головные микрофоны 4 шт. 7) Концертная акустическая система 8) Мониторы 9) Видеокамера 1 шт. 10) Фотоаппарат 1 шт. 11) Станок для хора 12) Стойка для микрофона 4 шт. 13) Стойка для видеокамеры 1 шт. Для проведения репетиционных занятий требуется: зал; сцена; костюмерная; стулья; декорации; костюмы. 18 Методические материалы Примерный репертуарный список музыкальных произведений (список может редактироваться в процессе обучения): Учебно - тренировочный материал: игры - разминки; распевки; напевки на нескольких звуках. Народная песня: 1) «Ходила младешенька» - русская народная песня; 2) «Ай на горе» обр. Римского-Корсакова; Классика: 3) «Осень» Ц. Кюи. 4) Б. Пастернак «Песенка про ангелов» 5) Рождественские колядки «Христос родился», «Небо и земля», «Как в Иерусалиме» Современная музыка: 6) Иршаи Е., сл. М. Яснова «Горести - печалести». 7) Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка». 8) Минков М., сл. В. Татаринова «Отчего, почему?» 9) Пинегин А., сл. А. Усачёва «Зимняя сказка». 10) Птичкин Е., сл. М. Пляцковского «Не дразните собак». 11) Разин А., сл. М. Пляцковского «Музыкальный сверчок». 12) Синенко В. «Полон музыки весь свет». 13) Сл. П. Синявского «Пряничная песенка». 14) Сл. и муз. О. Яценко «Учителя». 15) Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах» 16) Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день» 19 Учебно-методическая литература: 1) Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. 2) Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М.,1967. 3) Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16/ Сост. О.А. Апраксина. М.:Музыка,1985. 4) Струве Г. Школьный хор. – М.,1981. 20