МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Утверждена приказом от 30.08.2023 № 248 -од ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР «ДЕБЮТ»» Возраст 11-16 лет Срок реализации – 2 года Автор – составитель: Вишнякова Л.Н. Екатеринбург 2023 Содержание Пояснительная записка Цели и задачи ДООП «Исторический театр «Дебют»» Объем ДООП «Исторический театр «Дебют»» Планируемые результаты Содержание ДООП «Исторический театр «Дебют»» Организационно – педагогические условия Учебный план Календарный учебный график Материально – техническое обеспечение Оценочные материалы Методические материалы 3 8 9 9 10 12 13 14 14 27 Паспорт программы Название программы Автор - составитель Вид программы Направленность Форма реализации Срок реализации Возраст обучающихся Категория детей Уровень освоения программы Краткая аннотация Исторический театр "Дебют" Вишнякова Людмила Николаевна модифицированная художественная очная 2 года 12 – 16 лет обучающиеся среднего школьного возраста стартовый Программа базируется на историческом материале. Для постановки итогового спектакля («Аз, Буки, Веди» в первый год обучения и «Как мы дышали, как дружили…» во второй год обучения) необходимы не только знания основ театрального искусства и специальных навыков и умений, но и знания по истории края и Родины. Экскурсии, образовательные путешествия, встречи с интересными людьми, создание музейных экспозиций и экскурсий обеспечат деятельностный подход в образовании, будут способствовать формированию ключевых компетенций у обучающихся. Пояснительная записка Данная образовательная программа составлена на основе /нормативных документов: – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/; – Федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11); – Федерального проекта «Успех каждому ребенку», утвержденного проектным комитетом по национальному проекту «Образование» (протокол от 7 декабря 2018г. №3); – Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении образовательной порядка организации деятельности по и осуществления дополнительным общеобразовательным программам»; – Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015). – Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; – Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996рг/.; – Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические организации требования режима к работы дополнительного образования детей»; устройству, содержанию образовательных и организаций – Устава МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов; Отличительная особенность данной программы состоит в том, что изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования, сделаны акценты на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Содержание курса объединено в шесть тематических модулей, 1. История театра. Театр как вид искусства. 2. Актерская мастерство. 3. Художественное чтение. 4. Сценическое движение. 5. Работа над пьесой. 6. Экскурсии и образовательные путешествия. Каждый модуль решает свою задачу. Новизна программы «Исторический театр «Дебют»» заключается в обновлении содержания образования: модифицировано содержание программы в контексте профессиональной ориентации (знакомство не только с театральными профессиями, но и с профессией экскурсовода, конферансье, аниматора, вожатого); внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки: адаптивная технология системы обучения А.С. Границкой, педагогики сотрудничества В.А. Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С. Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова; предполагается активное использование новых педагогических технологии в проведении занятий (образовательные путешествия, проектная деятельность). Новизна заключается и в том, что занятия строятся на историческом материале Актуальность программы. В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Многоканальное телевидение, различные гаджеты, электронные и компьютерные игры отвлекают от чтения художественной литературы и историографии, что приводит к снижению качества устной речи и, как следствие, снижение мотивации к изучению истории. Программа базируется на историческом материале. Для постановки итогового спектакля («Аз, Буки, Веди» в первый год обучения и «Как мы дышали, как дружили…» во второй год обучения) необходимы не только знания основ театрального искусства и специальных навыков и умений, но и знания по истории края и Родины. Экскурсии, образовательные путешествия, встречи с интересными людьми, создание музейных экспозиций и экскурсий обеспечат деятельностный подход в образовании, будут способствовать формированию ключевых компетенций у обучающихся. Педагогическая целесообразность объясняется особенностями подросткового периода. Именно в этом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Реализация программы «Исторический театр «Дебют»» позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью. Занятия в объединении позволят не только эффективно и с пользой заполнить досуг детей, но и способствую профессиональному самоопределению, пробуждению интереса обучающихся к новой деятельности. Цель и задачи ДООП «Исторический театр «Дебют»». Цель программы: создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи программы: Образовательные: способствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; Развивающие: способствовать развитию интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребѐнка; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; Воспитательные: создать условия для воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; приобщения к традиционной народной и мировой культуре. Объем ДООП «Исторический театр «Дебют»». Формы и режим занятий. Объем программы составляет 72 часа в первый год обучения (36 недель), 152 (38 недель) часов во второй год обучения. Форма организации образовательного процесса, – очная, групповая. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Виды занятий используемые для реализации программы. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Основная цель работы в первый год обучения – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы являются театральные игры и упражнения- импровизации. Основная цель работы во второй год обучения – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. Формы работы - тренинги, репетиции, спектакли. Срок освоения программы – 2 года. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с сентября (3 неделя ) по май в первый год обучения, во второй год 2 раза в неделю по 2 часа с сентября по май. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории муниципального образования «Екатеринбург предусмотрена возможность использования образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Планируемые результаты ДООП «Исторический театр «Дебют»». У обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Коммуникативная компетенция: через умение строить речь грамматически правильно, а также точно отбирать слова для выражения мыслей; через умение проявлять интерес к беседе и внимание к собеседнику; через умения работать в группе, творческой паре; через умение презентовать результаты собственной деятельности; через умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Социально-трудовая (социокультурная) компетенция: через познание своего места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; через овладение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; Ценностно – смысловые компетенции: через самоопределение ученика в учебной и трудовой деятельности; через построение собственной образовательной траектории. через осведомленность учащихся об особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека. Информационные компетенции: через овладение практическими навыками работы на компьютере; через овладение практическими навыками работы с различными источниками информации. По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать: особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства; художественное чтение как вид исполнительского искусства; об основах сценической «лепки» фразы (логика речи). Должны уметь: активизировать свою фантазию; «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения в зависимости от места, времени, ситуации; видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; коллективно выполнять задания; проявлять культуру суждений о себе и о других. По завершении 2 года обучения обучающиеся должны знать: о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства; Должны уметь: пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста; взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью. сочинять, подготавливать и выполнять этюды; анализировать работу свою и товарищей. день творчества в объединении, творческие задания, вытекающие из содержания занятия, самооценка обучающихся своих знаний и умений, исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара, этюды, организация и проведение массовых мероприятий и КТД. По результатам освоения программы проводятся открытые занятия, спектакли, фестивали. Содержание программы первого года обучения Блок I. Практика. Вводное занятие. Начальная диагностика. Блок II. Актерское мастерство. Тема 1. Сценическое внимание. Теория. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Практика. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания. Тема 2. Фантазия и воображение. Использование этюдов и упражнений для развития воображения и моделирования жизненных ситуаций. Тема 3. Раскрепощение мышц. Выполнение упражнений, которые помогают снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, выполнение упражнений с воображаемыми предметами. Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров. Тема 5. Эмоциональная память. Выполнение упражнений на развитие эмоциональной памяти. Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации. Тема 7. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда. Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Упражнения, помогающие снять мышечный зажим, напряжение, развивающие фантазию, включающие эмоциональную память. Тема 9. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства. Блок III. Сценическая речь. Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата. Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи. Чистоговорки, скороговорки, упражнения и тренинги. Тема 3. Понятие об интонировании.Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Тема 4. Тембрирование. Искусством тембрирования. Тренировка тембрирования в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Тема 5. Совмещение речи и движения. Выполнение упражнений, направленных на легкость текста при различных физических действиях. Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Упражнения для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Блок IV. Сценическое движение. Тема 1. Этюды на пластическую выразительность. Этюды, направленные на формирование навыка владеть своим телом: «скульптуры», «живая фотография» и другие задания. Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Отработка и выполнение упражнения «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное. Тема 4. Движения в «рапиде». Упражнения, направленные на формирование навыка двигаться в замедленном темпе. Блок V. История театра. Теория. История возникновения театра на Руси. знакомство с профессиями: актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими. Блок VII Репетиционный процесс. Репетиция как процесс. Выбор произведения для постановки. Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения, о времени действия, о персонажах. Практическая часть - Знакомство с произведением. Мюзикл В. Шаинского «Аз, Буки, Веди » - Знакомство со сценарием по произведению. Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей. Обсуждение персонажей: характеры, образы, поведение героев, особенности речи, костюмы, грим. - Обсуждение времени и места действия. Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям - Подготовка сцены – художественное оформление. - Выход на сцену. - Репетиции по сценам спектакля. Содержание программы второго года обучения. Блок I. Вводное занятие. Диагностика уровня умений. Блок II. Актерское мастерство. Тема 1. Сценическое внимание в репетиционном процессе. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания. Продолжаются упражнения и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются усложненные формы. Тема 2. Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела. Отработка пластического рисунка образа. Тема 3. Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные упражнения и парные этюды. Тема 4. Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по органичному включению в роль. Тема 5. Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику. Тема 6. Парный этюд. Развитие навыков сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц. Постановка парных этюдов. Тема 7. Массовый этюд. Отработка навыков сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера через создание массового этюда. Моделирование жизненных ситуаций. Блок III. Сценическая речь. Тема 1. Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие, направленные на развитие речевого аппарата и развитие микромимики лица. Тема 2. Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные упражнения. Тема 3. Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи усложняются: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». Тема 4. Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких -либо текстов, перекрестного произношения, хорового звучания. Тема 5. Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации, тембрирования воспитанник узнает о таких вспомогательных средствах как жест, мимика, поза, костюм. Тема 6. Работа над стихотворным текстом. Отрабатываются навыки чтения стихотворного текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности стихотворного текста. Блок IV. Сценическое движение. Тема 1. Возрастные походки. Формирование образа через походки разных типов. Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это – групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы. Тема Сценические 3. драки. Достоверность в имитации драки, осуществление действий, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар. Тема 4. Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Воссоздание характерной черты героя в образе. Блок V. Репетиционный процесс. Репетиция как процесс. Выбор произведения для постановки. Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения, о времени действия, о персонажах. Практическая часть – Отбор стихов и составление сценария спектакля по стихам поэтов-фронтовиков «Как мы дышали, как дружили» Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей. – Обсуждение персонажей: характеры, образы, поведение героев, особенности речи, костюмы, грим. – Обсуждение времени и места действия. – Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям – Подготовка сцены – художественное оформление. – Выход на сцену. – Репетиции по сценам спектакля. Организационно – педагогические условия ДООП «Исторический театр «Дебют» Учебный план 1 год обучения № п/п 1 2 2.1 2.2 Количество часов Формы Теория Практика Всего контроля анкетирование 1 1 Название раздела, темы Вводное занятие. Актѐрское мастерство Сценическое внимание Фантазия прослушивание 1 и 36 36 5 6 4 4 Творческие воображение Раскрепощение мышц Сценическое общение Эмоциональная память 2 2 задания, вытекающие из содержания занятия Тренинги 6 6 Этюды 2 2 Предлагаемые обстоятельства Сценическое событие Действия с воображаемыми предметами Этюд – сценическое произведение с одним событием Сценическая речь Техника речи и еѐ значение 6 6 Творческие задания, вытекающие из содержания занятия Этюды 4 4 2 2 4 4 21 21 6 6 3.2 Дикция 4 4 3.3 Понятие об интонировании Тембрирование Совмещение речи и движения Сила звука и эмоциональная выразительность Сценическое 4 4 2 3 2 3 2 2 6 6 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.4 3.5 3.6 4 Показ творческих работ Исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. прослушивание движение 4.1 Этюды на пластическую выразительность 4.3 «Хаотичное» движение в пространстве 4.4 Движение в «рапиде» 5 История театра 1 6. Репетиционный процесс. Спектакль. ИТОГО: 2 2 2 2 2 2 2 7 1 7 70 72 Групповая оценка работ. . Театральное представление, рефлексия 2 год обучения № п.п Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего Формы аттестации и контроля Анкетирование 1 Вводное занятие. 1 2 2 Актѐрское мастерство Сценическое в внимание репетиционном процессе Пластическое решение образа 68 68 10 10 наблюдение 15 15 2.3 Сценическое общение 8 8 2.4 Действие в предлагаемых обстоятельствах Этюды с воображаемыми предметами 10 10 Творческие задания, вытекающие из содержания занятия Показ творческих работ Этюды 8 8 2.1 2.2 2.5 Творческие задания, вытекающие из содержания занятия 2.6 Парный этюд 8 8 2.7 Массовый этюд 9 9 3 Сценическая речь Тренировка речевого аппарата Работа над дикцией Закрепление навыков интонирования 47 47 9 9 8 8 8 8 3.4 Искусство речевого хора 3 3 3.5 Неречевые средства выразительности Работа над стихотворным текстом Сценическое движение Возрастные походки Этюды на пластическую выразительность Сценические драки Пластические особенности персонажа Репетиционный процесс. Спектакль. 10 10 Конкурс скороговорок Исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара. Групповая оценка обучающимися своих знаний и умений. Занятие-зачет 9 9 Конкурс чтецов 23 23 2 2 Занятие-зачет 10 10 4 4 Конкурс творческих работ Театральное ристалище 7 7 3.1 3.2 3.3 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 7. ИТОГО: - 12 12 152 152 Показ творческих работ Групповая оценка Групповая оценка работ. Театральное представление, рефлексия Аттестация обучающихся. Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся: − промежуточная аттестация - проводится по окончании 1года обучения; − итоговая аттестация - по результатам освоения программы. Формы контроля: собеседование, анкетирование, тестирование, прослушивание (оценка практических навыков); тренинги, творческие задания; конкурсы. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК МАОУ СОШ № 151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД ДООП «Исторический театр «Дебют»» Календарный учебный график МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов на 2020-2021 учебный год является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности. пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 сентябрь 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 пн вт ср чт пт сб вс 4 5 5 4 4 4 1 2 3 4 октябрь 5 12 6 13 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18 19 20 21 22 23 24 25 26 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 декабрь 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 4 5 4 4 4 4 январь 4 11 5 12 6 13 7 14 1 8 15 2 9 16 3 10 17 9 пн вт ср чт пт сб вс 25 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 март 8 15 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 14 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 3 5 5 4 4 4 25 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 апрель 5 12 6 13 7 14 8 15 9 16 10 17 11 18 18 19 20 21 22 23 24 26 27 28 29 30 31 4 4 4 5 5 5 6 27 25 26 27 28 29 30 31 3 3 3 3 3 3 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 ноябрь 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 14 21 15 22 26 27 28 29 30 4 4 4 5 5 4 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 февраль 8 15 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 14 21 22 23 24 25 26 27 28 5 4 3 4 4 4 4 3 4 4 4 4 23 пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 май 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 26 ВСЕГО: 1 год обучения - 36 учебных недель. 2 год обучения -38 учебных недель Праздничные дни: 4 ноября 2020 года, 23 февраля, 8 марта, 1-3, 8-11 мая 2021 года - выходные дни - праздничные дни 30 2 4 18 19 20 21 22 23 24 25 23 24 25 26 27 28 29 31 3 2 3 3 3 3 17 Методическое обеспечение программы В процессе реализации программы осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психологопедагогических особенностей. Развитию мотивационной основы познавательной деятельности в процессе реализации программы «Исторический театр «Дебют»» способствует смена деятельности обучающихся. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актѐрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даѐт перспективу показа приобретѐнных навыков перед зрителями. Основные формы проведения занятий: игра, диалог, различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.), слушание, созерцание, импровизация. Материально – техническое обеспечение программы Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете, оснащенном необходимыми пособиями. Практические занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где достаточно места, необходимого для подвижных игр. Техническое оснащение программы: 1. Компьютер. 2. Принтер. 3. Сканер. 4. Проектор. 5. Микшер. 6. Магнитофон. 7. Микрофоны. 8. Видеокамера 9. Фотоаппарат Материальное оснащение программы: 1. зал для проведения репетиционных занятий, сцена, костюмерная; 2. кубы; 3. столы; 4. стулья; 5. ковровое покрытие; 6. гимнастические коврики; 7. декорации; 8. костюмы; 9. маты. Дидактико-методическое обеспечение: • книги и иллюстрации для детей по истории театра • сборники пьес и другого постановочного материала • игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов • записи классической музыки Приложение № 1 Оценочные материалы программы Критерии оценки практических навыков включают в себя 4 основных показателя: 1. Техника речи. Занятия по технике речи проводятся на протяжении всего обучения по образовательной программе. Через мастерство речи актер передает зрителю внутренний мир, психологические и бытовые черты характера персонажа. Для этого актеру необходимо владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объемом голоса, развитием дыхания, четкостью и ясностью произношения, интонационной выразительностью. 2. Пластическая выразительность. В основе общей актерской выразительности – лежит пластичность, то есть способность мгновенного восприятия и отражения внутреннего самочувствия во внешней технике. К средствам пластической выразительности относятся: жест, мимика, походка, положения тела. 3. Вера в вымысел. Сценическая вера актера является следствием убежденности, с которой актер осуществляет свое сценическое поведение. Это глубокое внутреннее состояние актера, поддерживающее веру в действительность и важность того, что происходит на сцене, в естественность того, что он ощущает. 4. Сценическая практика. Это репетиционный процесс постановочной работы, который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения всех разделов образовательной программы. Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, итоговый результат развития знаний, умений и навыков учащихся рассматривается как среднее по всем выделенным показателям, что определяет общий уровень развития (освоения) актерских и исполнительских навыков и умений учащегося. Низкий уровень (0-1) - нестабильное, неубедительное воплощение художественного образа. Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность сценического движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли. Средний уровень художественного (2-3) образа. - достаточно Достаточно убедительное выразительная воплощение актерская игра. Хороший уровень владения техникой речи. Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского замысла при исполнении роли. Высокий уровень (4-5) - безупречное воплощение художественного образа. Яркость, выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского замысла при исполнении роли. Диагностика творческой активности учащихся Для определения показателей творческой активности следует взять за основу следующие показатели творческой активности учащихся: Креативность. Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно- активных потребностей личности в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, обеспечивающее целостность личности. Мотивация. К мотивационным особенностям творческой личности относятся: желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, желание открывать новое и устанавливать закономерности. От мотивации напрямую зависят уровень знаний, умений и навыков, творческой активности, социализации в коллективе, достижений, а также наполняемость групп и сохранность контингента по годам обучения. Познавательная деятельность. Деятельностная составляющая рассматривается с позиции таких показателей, как умение сформулировать проблему и найти метод ее решения, умение преобразовывать окружающую действительность, а также учитывается сосредоточенность, усидчивость, погружение в процесс обучения, качество и скорость выполнения поставленной задачи. Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, итоговый результат развития рассматривается как среднее по трем выделенным показателям, что определяет общий уровень развития творческой активности учащихся. Низкий уровень (0-1) – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Учащиеся не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. Средний уровень (2-3) – потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Учащиеся со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью преподавателя. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие обучающиеся проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. Высокий уровень (4-5) – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Обучающиеся с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль. ТЕСТ на определение мотивов участия ребѐнка в театральной деятельности. Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности. Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной театральной деятельности. Для ответа на вопрос используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Что тебя привлекает в театральной деятельности? 1. Интересное дело. 2. Общение. 3. Помощь товарищам. 4. Возможность показать свои способности. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность проявить организаторские качества. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов: Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12); в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия ребѐнка в театральной деятельности. Приложение № 2. Методическое обеспечение программы В процессе реализации программы осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психологопедагогических особенностей. Развитию мотивационной основы познавательной деятельности в процессе реализации программы «Исторический театр «Дебют»» способствует смена деятельности обучающихся. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актѐрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даѐт перспективу показа приобретѐнных навыков перед зрителями. Основные формы проведения занятий: игра, диалог, различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.), слушание, созерцание, импровизация.