МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ВОИН» Возраст 11-16 лет Срок реализации – 1год Автор – составитель: Яговкин А.Г. Екатеринбург 2023 1 Содержание Пояснительная записка 3 Цели и задачи ДООП «Юный воин» 8 Объем ДООП «Юный воин» 9 Планируемые результаты 9 Содержание ДООП «Юный воин» 10 Организационно – педагогические условия Учебный план 12 Календарный учебный график 13 Материально – техническое обеспечение 14 Оценочные материалы 14 Методические материалы 27 2 Паспорт программы Название программы «Юный воин» Автор - составитель Яговкин Александр Гермагентович Вид программы модифицированная Направленность социально - педагогическая Форма реализации очная Срок реализации 1 год Возраст обучающихся 11-16 лет Категория детей обучающиеся уровня основного общего образования, Уровень освоения программы базовый Краткая аннотация Программа направлена на повышение интереса обучающихся к военнопатриотической деятельности и предназначена обеспечить: –участие молодежи в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания; –изучение истории и культуры Отечества и родного края; –передачу и развитие лучших традиций российского воинства; –приобретение военно-прикладных умений и навыков; –воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. 3 Пояснительная записка Данная образовательная программа составлена на основе нормативных документов: – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/; – Федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11); – Федерального проекта «Успех каждому ребенку», утвержденного проектным комитетом по национальному проекту «Образование» (протокол от 7 декабря 2018г. №3); – Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении образовательной порядка организации деятельности по и осуществления дополнительным общеобразовательным программам»; – Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015). – Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; – Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996рг/.; – Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и 4 организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; – Устава МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов; Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в российском обществе, оказали серьезное влияние на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей возрождение личности, обусловили формирование социального заказа на патриотического воспитания. В традиционном русском понимании слово «Юный воин» трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на патриотическое воспитание, которое осуществляется в процессе включения, обучающихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. воспитание любви к малой родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины, представителями установления других братских, народов. дружеских Содержание отношений с патриотического, познавательного воспитания реализуется через деятельность объединения с помощью многообразных форм и методов. Программа составлена на основе программы дополнительного образования «Мы – патриоты» (сборник программ: авторы составители Н.А. Белибихина, Л.А. Королева). Новизна программы «Юный воин» заключается в том, что представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, в практической реализации опирается на 5 принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Являясь составной частью военнопатриотического воспитания, программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем обновлении содержания образования. Программа основана на комплексном подходе в использовании средств физического воспитания, изучении краеведения, спортивного туризма, основ безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки. Программа позволяет развивать навыки в применении полученных знаний. Программа призвана способствовать физическому и интеллектуальному развитию учащихся; формированию у них знаний и умений, которые необходимы в повседневной жизни; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена рядом факторов: - нацеленностью на развитие патриотизма; - целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ; - формированием здорового образа жизни; - необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся. Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. 6 Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Педагогическая целесообразность. Программа направлена на повышение интереса обучающихся к военно-патриотической деятельности и предназначена обеспечить: –участие молодежи в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания; –изучение истории и культуры Отечества и родного края; –передачу и развитие лучших традиций российского воинства; –приобретение военно-прикладных умений и навыков; –воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Педагогическая целесообразность объясняется, в том числе, особенностями подросткового периода. В этом возрасте обучающийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие 7 наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера, который дает возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути. Цели и задачи программы ДООП «Юный воин» Цель программы: развитие мотивации обучающихся к повышению социальной активности, содействие формированию жизненно важных умений и навыков и нравственных установок. Своей целевой и содержательной направленностью программа направлена на решение следующих задач: Образовательные изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; совершенствовать теоретические и практические навыки обучающихся области истории Вооруженных сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни. развивающие физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях развитие кругозора обучающихся за счет приобретения ими интегрированных знаний; развивать организаторские способности обучающихся. воспитательные 8 развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовнонравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни; развивать социальную активность, самостоятельность, коммуникативные навыки; воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы. I. Объем ДООП «Юный воин» Формы и режим занятий. Объем программы составляет 74 часа. Форма организации образовательного процесса, – очная, групповая. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Срок освоения программы – 1 год. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут) с сентября по май. II. Планируемые результаты ДООП «Юный воин» В результате освоения программы предполагается освоение обучающимися следующих компетенций: коммуникативных, социальных, когнитивных, ценностно информационных, –смысловых, личностного совершенствования. Компетенция когнитивная информационная коммуникативная Образовательный результат Готовность к самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать полученные знания, организовывать и корректировать свою деятельность Умение работать с информацией различных источников, отбирать и систематизировать информацию, оценивать ее значимость Уметь вести диалог, сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении 9 социальная Ценностно - смысловая Личностного совершенствования Способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе и самостоятельному определению Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков Готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку III.Содержание ДООП «Юный воин» Тема 1. Общефизическая и специальная физическая подготовка Теоретические занятия: история развития единоборств. Основы гигиены и закаливания. Методика самоподготовки. Тактика ведения боя. Внутреннее состояние бойца. Практические занятия: строевые упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки; упражнение на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой, скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика; самостраховка тренировочные, спортивные и боевые стойки и позиции; при падениях; передвижения, повороты, обманные движения, вставания, захваты; защита от ударов; удары руками в голову и туловище; удары ногами; серии ударов, «Бой с тенью», работа на снарядах и «лапах»., Тема 2. Основы выживаемости Теоретические занятия: окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации локального характера; ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС; 10 гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита. Здоровье и здоровый образ жизни. Начальная медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Выживание в различных географических и климатических условиях. Практические занятия: первая медицинская помощь. Защита от оружия массового поражения. Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров и т.д. походная, маршевая подготовка. Тема 3. Ориентирование, топография Теоретические занятия: стороны света. Азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. Ориентирование по светилам. Карты, топографические обозначения, кроки, планы. Практические занятия: измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию; ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. прокладка маршрута; ориентирование по окружающим предметам; ориентирование по светилам; чтение карт, ориентирование по ним; составление планов, карт, снятие крок, выкопировок. Тема 4. Стрелковая подготовка Теоретические занятия: правила и меры безопасности при обращении с оружием. Основы теории стрельбы. Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия. Практические занятия: тренировка в технике стрельбы; тренировка в стрельбе на кучность, результат. Тема 5. История Вооруженных сил и силовых структур России Теоретические занятия: история и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести; основы обороны и безопасности 11 государства. Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. Основополагающие документы, определяющие основные положения по оборонноспособности и безопасности государств. Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС и СС России. ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение. Тема 6. Тактическая подготовка Теоретическая часть: Современный общевойсковой бой. Боевое обеспечение. Обязанности солдата в бою. Борьба с танками. Борьба со средствами воздушного нападения. Инженерные заграждения. Инженерное оборудование. Практическая работа: передвижение солдата в бою. Действия солдата в наступлении, обороне, при назначении наблюдателем. дозорным. Тема 7. Строевая подготовка Теоретическая часть: Срои и управление ими. Строи отделения. Практическая часть: Строевые приемы и движения без оружия и с оружием. Выход из строя и подход к начальнику. Действия военнослужащих у автомобилей. Тема 8. Уставы вооруженных сил Теоретическая часть: Взаимоотношения между военнослужащими. Воинская дисциплина, обязанности солдата, часового. Тема 9. Гражданская оборона Теоретическая часть: Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, заражения. Эвакуация населения. Приборы радиационной, химической разведки. Действия населения в районах стихийных бедствий. Практическая часть: Средства индивидуальной и коллективной защиты. Санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация и дезинфекция одежды. 12 Организационно – педагогические условия ДООП «Юный воин». Учебный план ДООП «Юный воин» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название темы всего теория практика Общефизическая и специальная физическая подготовка Основы выживаемости Ориентирование, топография Стрелковая подготовка История Вооруженных Сил и силовых структур России Тактическая подготовка Строевая подготовка Уставы Вооруженных Сил России Гражданская оборона 15 1 14 Формы контроля и аттестации зачет 12 2 10 анкетирование 6 1 5 тестирование 6 2 4 зачет 3 3 0 анкетирование 8 2 6 тестирование 10 1 9 зачет 5 5 0 тестирование 9 4 5 тестирование 74 21 53 Итого Формы аттестации обучающихся. Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся: промежуточная аттестация - проводится по окончании полугодия; итоговая аттестация - по результатам освоения программы. Формы контроля: тестирование; анкетирование; педагогическое наблюдение; презентация проектов защита проектов; 13 собеседование показательные выступления участие в соревнованиях разного уровня зачет Календарный учебный график ДООП «Юный воин» Материально – техническое обеспечение программы 1. Оборудование кабинета: рабочие столы (15 рабочих мест); стулья; шкафы и полки для хранения инструментов, материалов, пособий, работ обучающихся; проектор; экран; компьютер; принтер; оружейная комната. 2. Наглядные пособия, иллюстрации, образцы, карты, топографическое оборудование, видеоматериалы, аптечки первой помощи, тренажер для оказания первой помощи Приложение № 1 Оценочные материалы ДООП «Юный воин». Тест по теме: «Уставы Вооруженных Сил» Что такое общевоинские уставы? Это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность Это распорядок дня внутри военной части 14 Свод негласных правил поведения и норм общения на территории воинской части Кто руководствуется уставом внутренней службы? Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны РФ Граждане на производствах Студенты ВУЗ-ов Какой устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению? Устав внутренней службы Дисциплинарный устав Устав гарнизонной службы Какой устав определяет строевые приёмы и движение без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах? Строевой устав Строевой устав Устав внутренней службы Какой из перечисленных уставов не относится к общевоинским уставам? Устав внутренней службы Устав внутренней службы Устав полевой кухни Для каких войск действуют общевоинские уставы? Для всех видов и родов ВС РФ Для всех кроме ВВС и ВМФ РФ Для всех кроме Миротворческих сил Какой устав действует на кораблях ВМФ РФ? Корабельный устав Военно-морского флота Водный устав Устав военных кораблей 15 В соответствии с каким законом имеют место быть устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб? С Федеральным законом «Об обороне» С Федеральным законом «О воинской обязанности» С Федеральным законом «О внутреннем распорядке» Тесты по теме: «Ориентирование и топография» Вопрос 1 Нахождение основных и промежуточных сторон горизонта - это Варианты ответов линия горизонта ориентирование план местности Вопрос 2 Впишите ответ. Как называется линия, по которой небо соприкасается с землей? Вопрос 3 Определите сторону горизонта, имеющую азимут 270 градусов Варианты ответов север запад восток юг северо-запад Вопрос 4 Обычно муравьи строят свои дома около пней, деревьев со стороны Варианты ответов южной 16 западной восточной северной Вопрос 5 В полдень Солнце находится на Варианты ответов востоке западе юге севере Вопрос 6 Кора березы черней на Варианты ответов севере юге западе востоке Вопрос 7 Вы стоите спиной к Солнцу в полдень. С какой стороны восток? Варианты ответов спереди справа слева сзади Вопрос 8 В какое время суток Солнце на западе? Варианты ответов в полночь в полдень в 19.00 17 в 13.00 в 7.00 Вопрос 9 На сколько градусов за час уклоняется Солнце? Варианты ответов на 15 на 7 на 10 Вопрос 10 Укажите способы определения сторон горизонта на местности. Варианты ответов направление ветра собственная тень направление течения реки расположение мха и лишайника направление троп в лесу компас звезды часы Тест по теме «История Вооруженных сил России» 1.Какие были первые воинские формирования на Руси? 1. партизанские отряды 2.объединённые войска 3.княжеские дружины и ополчение 2.Поместная кница и поместная пехота являлись постоянным войском? 1. да 2.нет 3.В каком веке была проведена первая военная реформа? 1.XVI веке 18 2. XVIII веке 3.XIX веке 4 Во времена какого царя была образована сторожевая служба? 1.Ивана Грозного 2.алексея Михайловича 3.Фёдора Иоанновича 5. Основу сил московского государства в XVI веке составляли: 1.дворянские формирования 2.регулярная армия 3.стрельцы 6. При каком царе была создана регулярная армия из пехотных и кавалерийских полков с единым штабом и вооружением? 1. Алексее Михайловиче 2. Петре I 3. Елизавете Петровне 7. Какой способ комплектования армии установил Петр I? 1. рекрутская повинность 2. поместная система комплектования 3. всеобщая воинская повинность 8. В каком году в России была введена всеобщая воинская повинность ? 1.1864 г. 2.1874 г. 3.1884 г. 9 . Когда состоялось первое празднование дня Красной Армии? 1. 7 ноября 1918 г 2. 1 мая 1918г. 3. 23. Февраля 1919г 10. В каком году был принят закон о всеобщей воинской обязанности?. 1.1918г. 2.1939г. 19 3.1941г. 11. Кто возглавлял оборону Москвы в 1941г.? 1. Г.К. Жуков 2.К.К. Рокоссовский 3. К.Е. Ворошилов 12. Когда отмечается День вооружённых сил РФ? 1.7 мая 2. 7 ноября 3.23 февраля Тест по теме: Строевая подготовка» 1. Строем называется. - Строй – размещение военнослужащих, подразделений для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. + Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. - Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. - Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий. - Строй – установленное командиром размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. 2. Шеренгой является. - Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу, а подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или командиром. 20 - Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены на установленных интервалах. + Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах. - Шеренга – построение, в котором военнослужащие размещены в затылок друг другу, а подразделения одно за другим на дистанции установленной Уставом или командиром. - Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии, а подразделения одно возле другого на дистанции установленной Уставом или командиром. 3. Флангом называется. -Фланг — сторона противоположная фронту. +Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. - Фланг — сторона строя в которую военнослужащие обращены лицом. - Фланг — сторона строя противоположна тылу. - Фланг — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом, а машины лобовой частью. 4. Фронт является. - Фронт — правая (левая) оконечность строя. - Фронт — сторона противоположная тылу. + Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины—лобовой частью). - Фронт - сторона строя противоположна флангу. - Фронт – это построение военнослужащих при котором они обращены в одну сторону. 5. Тыльной стороной строя называется. + Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту. - Тыльная сторона строя — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины—лобовой частью). 21 - Тыльная сторона строя — правая (левая) оконечность строя. - Тыльная сторона строя — сторона строя противоположна флангу. - Тыльная сторона строя — это построение при котором военнослужащие обращены лицом в одну сторону. 6. Шириной строя является. - Ширина строя — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. - Ширина строя — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. + Ширина строя — расстояние между флангами. - Ширина строя — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. - Ширина строя — расстояние между колоннами по фронту. 7. Глубиной строя называется. + Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины). - Глубина строя — расстояние между флангами. - Глубина строя — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. - Глубина строя — расстояние в глубину между шеренгами. - Глубина строя — расстояние между колоннами в глубину. 8. Дистанцией называется. - Дистанция — расстояние между флангами. + Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. - Дистанция — расстояние от первой шеренги до последней. - Дистанция — расстояние в глубину между шеренгами. 22 - Дистанция — расстояние между колоннами в глубину 9. Рядом называется. - Ряд — строй в котором военнослужащие расположены один возле другого. + Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. - Ряд — строй в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. - Ряд — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага. - Ряд — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции. 10. Колонной называется. - Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии, на установленных интервалах. - Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии. + Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. - Колонна — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. - Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции. 11. Развёрнутым строем является. - Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги. + Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. 23 - Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены в колонну или подразделения построены один за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. - Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). - Развернутый строй — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии. 12. Походным строем называется. - Походный строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю. - Походный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой. + Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. - Походный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). - Походный строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. 13. Направляющим называется. + Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. - Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне. 24 - Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне. - Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся во главе колонны. - Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в центре колонны. 14. Замыкающий является. - Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне. + Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне. - Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в колонне. - Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся во главе колонны. - Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в центре колонны. 15. Управление строем осуществляется. - Управление строем осуществляется командами и приказаниями, подаваемые голосом и с помощью средств внутренней связи. - Управление строем осуществляется голосом в виде приказов и команд. + Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. - Управление строем осуществляется командами и приказаниями, подаваемые голосом и с помощью технических средств связи. - Управление строем осуществляется командами и приказами, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером. 16. Чтобы принять положение строевой стойки необходимо. 25 - Стоять свободно, ослабив правую или левую ногу но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. - Стоять прямо, без напряжения. + Стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. - Стоять прямо, без напряжения, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка. - Стоять прямо, без напряжения, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра. 17. Положение “ВОЛЬНО”: - Стать свободно, но не сходить с места. + Стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. - Ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать. - Ослабить в колене правую или левую ногу, не ослаблять внимания и не разговаривать. - Стать свободно, не ослаблять внимания и не разговаривать. 18. Поворот кругом на месте осуществляется: 26 - Повороты кругом производятся в сторону левой руки на правом каблуке и на левом носке. + Повороты кругом производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке. - Повороты кругом производятся против часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке. - Повороты кругом производятся в сторону правой руки на левом каблуке и на правом носке - Повороты кругом производятся по часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке 19. Поворот налево осуществляется: - Производятся против часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке. - В сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. + В сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке. - В сторону правой руки на левом каблуке. - Производятся в по часовой стрелки на правом каблуке и на левом носке 20. Выполнение воинского приветствия в движении осуществляется: - За 3 – 6 шагов. - За 4 – 5 шагов. - За 1 – 2 шага. - За 2- 3 шага. + За 3 – 4 шагов. 21. Выполнение воинского приветствия в строю в движении в составе отделения: + За 10 – 15 шагов до начальника. - За 15 – 20 шагов до начальника. - За 20 – 25 шагов до начальника. - За 10 – 20 шагов до начальника. - За 15 – 25 шагов до начальника. Приложение № 2 Методические материалы. 27 Виды занятий: экскурсия, беседы, практические занятия, соревнования, исследовательская деятельность, показательные выступления. Средства и методы обучения. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении обучающихся с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний обучающимися путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых 28 приёмов и действий в целях выработки и совершенствования навыков и умений. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. 29