МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Утверждена приказом от 30.08.2023 № 248-од ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» Возраст 6-7 лет Срок реализации – 7,5 месяцев Авторы – составители: Мокеева С.М. Мизева Ю.А. Екатеринбург 2023 Содержание Пояснительная записка Цели и задачи ДООП «Школа развития детей» Планируемые результаты Содержание ДООП «Школа развития детей» Организационно – педагогические условия Учебный план Календарный учебный график Оценочные материалы Методические материалы и средства обучения Список печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов 2 3 3 5 6 11 11 11 15 15 Пояснительная записка Подготовка к школе - один из самых важных этапов в жизни детей и их родителей. Ведь будущие успехи малыша напрямую зависят от того, насколько подготовленным придет ребенок в первый класс. Способность рассуждать логически и правильно выражать свои мысли, умение выполнять работу до конца и быть внимательным. Ребенок идет в школу не только учиться читать, писать и считать. Он начнет жить в новом коллективе. Учиться выполнять задания, которые ему не всегда нравятся. Ему необходимо будет уметь общаться с учителем и с товарищами, знать правила поведения в школе, самостоятельно себя обслуживать. Для него начинается его личная жизнь, которая состоит из общения, обучения, переживания, радости. Данная программа составлена для детей 6-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Срок реализации программы – 7,5 месяцев. Программа рассчитана на 183 часов, 2 занятия в неделю. Курс состоит из трех модулей: - модуль «Поиграем-посчитаем» - 61 час; - модуль «Волшебные линии» - 61 час; - модуль «Весёлые звуки» - 61 час. Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Задачами программы являются: - формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. - увеличение объема внимания и памяти. - формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). - развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. - развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3 - выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям. Принципы содержания программы: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность. Обязательными условиями проведения занятий являются: - использование игровых методов преподавания; - смена видов деятельности; - положительная оценка личных достижений каждого учащегося; - отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий. Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: • личностно-эмоциональная готовность; • интеллектуальная готовность; • физиологическая готовность. Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения). Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние, поэтому в программу включены такие виды деятельности, как рисование, графические задания, пальчиковые игры. 4 В планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения. В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми). Программа обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития. Занятия проводятся по методике Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз - ступенька, два - ступенька» для детей 5-6 лет. Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания Программы обеспечиваются условия для достижения воспитанниками следующих личностных, мотивационных и аналитико-синтетических результатов: Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к 5 процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Тематическое планирование Модуль «Поиграем-посчитаем» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Название темы Свойства предметов: цвет. Игра «Найди отличия». Свойства предметов: форма. Игра «Подбери заплатку». Объединение предметов по общему свойству. Игра «Кто лишний?». Свойства предметов. Что изменилось? Свойства предметов: размер. Игра «Помоги малышам найти маму» Сравнение совокупностей. Игра «Приготовь подарки». Сравнение. Игра «Всем поровну». Сравнение. Игра «Найди пару» Отношение: часть – целое. Игра «Положи грибы в мешки». Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: справа, слева. Игра «Раздай цветы». Справа, слева. Игра «Собери друзей». Вычитание. Игра «Поделись с другом». Понятия: между, посередине. Один – много. Число 1, цифра 1. Дорисуй ёжику иголки. Понятия: внутри, снаружи. Раскрась ракушки. Число 2, цифра 2. Игра «Найди пару». Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Рисуем солнышко. Число 3, цифра 3. Дорисуй чешую у рыбки. Замкнутые и незамкнутые линии. Начерти дорожку. Ломаная линия. Многоугольник. Игра «Посмотри вокруг». Число 4, цифра 4. Игра «Четвёртый лишний». Угол. Игра «Посмотри вокруг». Числовой отрезок. Путешествие гусеницы. Число 5, цифра 5. Игра «Копилка». Впереди, сзади. Игра «Очередь». Столько же. Игра «В песочнице» Больше, меньше. Знаки сравнения. Игра «Составь пару». Раньше, позже. Вспоминаем сказку «Колобок». Повторение. Числа 1-5. Игра «Сколько нас?» Игра «Рассели в домики соседей». Игры «Лабиринт», «Калейдоскоп». 6 Игры «Сосчитай ягоды», «Раскрась божью коровку». Игры «Что раньше? Что потом?», «Составь гирлянду». Число 6, цифра 6. Игра «Покорми животных». Сложение и вычитание в пределах 6. Раскрашиваем бабочку. Длиннее, короче. Игра «Подбери ленточку». Измерение длины. Игра «Кто выше?» Измерение длины отрезка и его части. Измерение длины. Составляем рассказы по картинкам. Число 7, цифра 7. Игра «Мозаика» Сложение и вычитание в пределах 7. Игра «Цепочки». Число 7, цифра 7. Игра «Подбери пару». Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Игра «Качели». Измерение массы. Игра «Весы». Измерение массы. Игра «Кто легче? Кто тяжелее?». Число 8, цифра 8. Игра «Где спрятались восьмёрки?». Сложение и вычитание в пределах 8. Игра «Зеркало». Игра «Подбери к картинке схему». Объем. Сравнение по объему. Игра «Чаепитие». Измерение объема. Игра в кубики. Число 9, цифра 9. Собираем бусы. Сложение и вычитание в пределах 9. Игра «Цепочки». Игра «Котята и щенята». Площадь. Игра «Коврик». Измерение площади. Игра «Зеркало». Число 0, цифра 0. Игра «Фигуры в мешках». Число 0, цифра 0. Игра «Небылицы». Число 10. Составляем записи по рисункам. 60. Шар. Куб. Параллелепипед. Игра «Посмотри вокруг». 61. Пирамида. Конус. Цилиндр. Игра «Найди предметы». Символы. Игра «Погода». 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. Модуль «Волшебные линии» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название темы Слушаем звуки. Рисуем дождик. Находим звуки в словах.Рисуем точки. Пишем наклонные линии «Дует ветер». Где у клеточки центр? Пишем точки. Обведи игрушку. Заполняем линиями. Нарисуй веточке иголки. Прямые линии. Нарисуй букет. Пишем овалы. Контур. Обводим по контуру. 7 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. Обведи игрушку. Заполни линиями (петельки). Контур. Раскрашиваем внутри контура. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. «Мягкие линии». Рисуем волнистые линии. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Заполняем фигурки горизонтальными линиями. Рисуем дерево с листиками. Линия-спираль. Игра «Облака». Рисуем волнистые линии. Составляем узор. Линия зигзаг, точки. Заполняем фигурки вертикальными линиями. Рисуем предметы, в названии которых есть заданные звуки. Заполняем фигурки разными линиями (по выбору). Заполняем фигурки наклонными линиями. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Контур. Раскрашиваем спиральной линией. Заполняем фигурки овалами. «Мягкие линии». Рисуем волнистые линии. Заполняем фигурки горизонтальными линиями. Контур. Обводим по контуру. Заполняем фигурку овалами и волнистыми линиями. Заполняем фигурки линиями с петлёй внизу. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Составляем узор из овалов и точек. Рисуем предметы, в названии которых есть заданные звуки. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. «Мягкие линии». Рисуем пушистые облака. Заполняем фигурки наклонными линиями с закруглением внизу. Рисуем твёрдое и мягкое. Слушаем первый звук в слове. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Заполняем фигурки полуовалами. Составляем узор. Волнистые и прямые линии. Рисуем предметы с заданным звуком. «Твёрдые линии». Рисуем прямые линии. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Составляем картинку из разных линий. Контур. Раскрашиваем с наклоном влево. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Рисуем предметы с заданным звуком. Контур. Раскрашиваем с наклоном вправо. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Составляем картинку из разных линий. Рисуем предметы с заданным звуком. 8 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Контур. Раскрашиваем слева-направо. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Контур. Раскрашиваем сверху-вниз. Контур. Обводим по контуру. Заполняем фигурку овалами и прямыми линиями. Рисуем предметы с заданным звуком. Контур. Обводим по контуру. Заполняем фигурку волнистыми линиями и линиями зигзаг. Составляем картинку из разных линий. Составляем рисунок из разных фигур. Контур. Рисуем предметы с заданным звуком. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Контур. Раскрашиваем. Рисуем предметы с заданным звуком. Закрепление. Волшебные линии. Дорисуй фигурки. Модуль «Весёлые звуки» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Название темы Путешествие в страну Азбуку. Длинные и короткие слова. Аня заблудилась. Помощь Оле. Холодный домик эскимоса. Спасение мышки Иришки. Встреча с тыквой. Фотографии мартышки. Путешествие на пароходе. Карнавал гласных звуков. Знакомство с коровой. Голодный телёнок. Настя – певица. Вредная Нина. Домик с пылью. Птенчик учится летать. Катаемся на тракторе. Говорящие часики. Волшебная кастрюля. Строительство дома. В гостях у хомяка Хомки. Весёлый поросёнок Хрюша. 9 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Зашифрованные линии. Простуженный кот Фока. Домик мальчика Фили. В гостях у зайчика Айка. Дружные звуки. Поющая юла. Хвастливый мальчик Яша. Емеля на печке. На улице двойных звуков. Пилот Лёня. Игрушечный Самолётик. Игра «Распредели вещи». Домик волка. Лёгкий ветерок. Волшебные колпачки и шляпы. Игрушечный поезд. Трудолюбивая щётка. Площадка для отдыха. Боксёр Боря. Гоночный бегемот-автомобиль. Гостеприимная Даша. Барабанщик дятел. Соревнования воздухоплавателей. Сломанная карусель. Цирковая лошадка Царица. Смешные клоуны. Большой домик-гриб. Звонкие гирьки часов. На коврике у гнома. Пчёлка Зоя. У доктора зебры. Свистящие стрелы. Лопнувшая шина. Помощь шофёру Шурику. Спасение жуков. Подарки от насекомых. Собака Рута. Непоседливый щенок Рики. Плаванье по реке. Волшебные домики. Сюрприз Сказочной реки. Страна Азбука. Волшебные домики. 10 Учебный план Школа развития Количество часов в детей неделю Модуль «Поиграем2 посчитаем» Модуль «Волшебные линии» Модуль «Весёлые звуки» Количество недель Количество часов в год 31 61 2 31 61 2 31 61 Календарный учебный график Вторник-четверг Содержание Школа развития детей Начало учебного года Окончание учебного года сентябрь октябрь ноябрь декабрь Учебные дни январь февраль март апрель 19 сентября 2022 г. 30 апреля 2023 г. 20,22,27,29 4,6,11,13,18,20,25,27 1,3,8,10,15,17,22,24,29 1,6,8,13,15,22,22,27,29 10,12,17,19,24,26,31 2,7,9,14,16,21,28 2,7,9,14,16,21,23,28,30 4,6,11,13,18,20,25,27 30.12 2022 г.08.01 2023 г. Зимние каникулы Продолжительность учебного года Объем недельной учебной нагрузки Объем годовой учебной нагрузки Праздничные и выходные дни 31 неделя 6 часов 183 часа 23 февраля 2023 г. 11 4 8 9 9 7 7 9 8 Оценочные материалы Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Методика диагностики по развитию речи и обучению грамоте Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических методик Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей». Задания, предложенные в методиках, предназначены для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Предлагаемые задания: (по Е. В.Колесниковой) 1. Развитие звуковой культуры речи (с. 4—7, задания 1—12). В данном разделе предлагаются задания для проверки правильного произношения некоторых звуков, что очень важно для последующего овладения грамотным письмом. Неправильное произношение звуков, замена одного звука другим является одной из причин неуспеваемости по русскому языку. Например: ребенок звук «р» произносит как «л», тогда он напишет вместо слова «рыба» - «лыба». Или он заменяет звук «ш» на «с», тогда вместо «шапка», он напишет «сапка». 2. Развитие фонематического слуха (с. 8—15, задания 13—30). Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма (фонематический слух - способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова). В понятие «фонематический слух» входит также умение различать твердые и мягкие согласные, умение делить слова на слоги, умение различать слова, отличающиеся только одним звуком, умение определять место заданного звука в слове. 3. Развитие графических навыков и моторики (с. 16—19, задания 31—43). Развитие графических навыков и моторики - часть подготовки к обучению письму в школе. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку, рисовать в них несложные элементы позволяет проверить не только развитие графических навыков, но и степень развития зрительного и двигательного контроля, который является необходимым условием для овладения письмом в школе. 4. Развитие звуко - буквенного анализа (с. 20—27, задания 44—55). 12 Развитие звуко - буквенного анализа предполагает умение последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в дальнейшем позволит детям грамотно писать. Умение переводить письменные знаки в звуки позволит научиться хорошо читать. 5. Чтение (с. 28—31, задания 56—60). Чтение - это умение прочитать текст без предварительной подготовки и понять его. Выполнение ребенком диагностических заданий, предложенных в книге, позволяет проверить не только знания и навыки, но и его учебные умения: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, умение адекватно воспринять вашу оценку выполненной им работы. Протокол результатов диагностики Разделы Развитие звуковой культуры Развитие фонематического слуха Развитие графических навыков, моторики Развитие звуко- буквенного анализа Чтение Оценка результатов Разделы Развитие звуковой культуры Развитие фонематического слуха Развитие графических навыков, моторики Развитие звукобуквенного анализа Чтение Сколько должно быть зеленых шариков 12 18 13 Сколько зеленых шариков по факту 12 5 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 9-12 6-9 4-6 15-18 15-12 12-10 10-13 7-10 5-7 9-12 6-9 3-6 3-5 2-3 1-2 13 Количество и счет 1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке. 2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну. 3. Умение узнавать цифры в пределах 10 4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5 Величина 5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.) Форма 6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр. Ориентировка во времени 7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность. Ориентировка в пространстве 8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). 9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта. Решение арифметических задач 10. Умение решать простые и сложные задачи. 11. Решать задачи в уме. 12. Записывать соответствующее математическое выражение. 13. Переводить сюжетную ситуацию в условно – схематическую модель. Развитие графических навыков, моторики 14. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку, 15. Рисовать в них несложные элементы Оценка результатов: 1 балл – ребёнок не ответил 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно. Оценка результатов Высокий Средний Низкий 14 Разделы Решение арифметических задач Форма Величина Количество и счет Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени Умозаключения Развитие графических навыков, моторики уровень 9-12 уровень 6-9 уровень 4-6 4-6 7-9 9 - 12 7-9 3-4 5-7 6-9 5-7 1-3 3-5 4-6 3-5 7-9 5-7 3-5 9 - 12 4-6 6-9 3-4 4-6 1-3 Методические материалы и средства обучения Магнитно-меловая доска с магнитами; Технические средства: ноутбук, телевизор; Наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»; Набор пластиковых магнитных геометрических фигур; Набор объемных тел; Счѐтный раздаточный материал; Набор карточек «Времена года»; Наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника», «Овощи», «Фрукты», и др. Ручки, карандаши простые, карандаши цветные, ластики, линейки. 15 Список печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов 1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. 2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2100…»). 3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Наши прописи» (ч. 1, 2), Пособие для дошкольников, («Школа 2100…»), Баллас, 2011. 4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» (ч. 3, 4), («Школа 2100…»), Баллас, 2011. 5. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2005.- 32с. 16