Программа _ Каратэ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Утверждена приказом
от 30.08.2023 № 248-од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Каратэ Кёкусинкай»

Автор – составитель: Занин А.П.

Екатеринбург
2023 год

Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи ДООП «Каратэ кёкусинкай»
Содержание ДООП «Каратэ кёкусинкай»
Планируемые результаты
Организационно – педагогические условия
Календарный учебный график
Учебный план
Список литературы

2

3
4
7
12
13
14
15

Пояснительная записка
Программа составлена с учётом передового опыта обучения и
тренировки юных спортсменов Каратэ кёкусинкай в России и Японии,
результатов

научных

исследований

по

вопросам

подготовки

юных

спортсменов, теоретико-методологического и практического опыта одного из
основателей Каратэ кёкусинкай в нашей стране С.В.Степанова.
Программа

реализуется

в

рамках

физкультурно-спортивной

направленности.
Подготовка по

Каратэ кёкусинкай от новичка до Спортсмена

представляет собой единую систему, каждая часть которой взаимосвязана,
взаимообусловлена по достижению определённой цели.
Достижение намеченной цели зависит от:
­

оптимального уровня исходных данных развития детей, привлечённых к
занятиям каратэ;

­

мотивации учебного процесса;

­

уровня подготовленности и саморазвития тренеров;

­

наличия материально-технической базы;

­

медико-биологического контроля;

­

финансирования участия в спортивных сборах и соревнованиях;

­

высокого качества организации всего педагогического процесса.
При системном подходе процесс подготовки рассматривается от

первоначального

набора

детей

до

достижения

уровня

спортивного

мастерства.
Программа обучения детей Киокушинкай каратэ-до актуальна в
условиях повышенного интереса детей, подростков и молодёжи к восточным
единоборствам.
Каратэ - это не только практичный стиль восточных единоборств, но и
смысл жизни, критерий общения с социумом, способ самовыражении и
самосовершенствования.
3

Программа

реализуется

в

рамках

физкультурно-спортивной

направленности, предназначена для детей, подростков и молодёжи от 6 до 15
лет.
Сроки освоение программы – 142 часа в первом году обучения. Занятия
проводятся два раза в неделю. Тренировки 1 группа (младшие 6-8 лет) -1 час
(астрономический), 2 группа (старшие 9-15 лет)-1,5 часа (астрономический)
одно занятие.
Цель программы – развитие здоровьесберегающей компетенции детей и
подростков через приобщение к восточным единоборствам - Каратэ
кёкусинкай.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной
цели:
­

разносторонняя физическая подготовка на основе учебной программы;

­

ознакомление с философией и практикой боевых искусств;

­

развитие потребностей мотивации на здоровьесбережение;

­

оказание

педагогических

поддержки

воспитанников

и

создание

предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства.
Программа обеспечивает последовательность и непрерывность всего
процесса духовного и физического становления личности ребёнка. Следует
отметить, что в отличие от других современных программ по восточным
единоборствам

в

данной

программе

большое

внимание

уделяется

формированию потребностей на здоровьесбережение. В практической работе
с юными каратистами выявлен комплекс педагогических условий, в рамках
которых обеспечивается формирование здорового образа жизни.
Главными педагогическими условиями являются:
­

направленность педагогического процесса на развитие потребностей и
мотиваций, занимающихся на основание и эффективное применение
приёмов и средств защиты от нападающих действий соперника;

4

­

ориентация

на

самостоятельное

совершенствования

физических

возможностей и духовного потенциала средствами психорегулирующей
тренировки.
­

индивидуальный подход к развитию физических и нравственных
качеств, предполагающих органическое слияние технического арсенала
каратэ и духовного смысла повседневной жизни;

­

педагогический мониторинг развития психических, физических качеств
и духовно-нравственной основы здоровья юного каратиста.
К дополнительным педагогическим условиям относятся:

­

постоянный контакт с родителями занимающихся в секции детей,
направленный на совместные действия по формированию нравственно
приемлемого поведения и поступков в бытовой практике;

­

введение

дополнительных

элементов

здоровьесбережения

в

повседневную жизнь (эффективные средства восстановления после
напряжённых тренировочных нагрузок, сбалансированное питание);
­

соблюдение ритуалов, приятных в спортивных единоборствах в целом и
в Каратэ кёкусинкай в частности;

­

стимулирование индивидуальных приёмов самодиагностики и процесса
духовного и физического становления личности ребёнка.
Программа состоит из 5 этапов подготовки каратистов.
Каждый этап составлен с учётом периодизации учебно-тренировочного

процесса и соответствует определённой возрастной группе, что позволяет
наиболее

точно

учитывать

возрастные

особенности,

устанавливать

допустимую физическую нагрузку для каждой группы в отдельности и,
исходя из этого, чётко планировать учебно-тренировочный процесс.
Каждый этап в себя 5 основных разделов:
­

изучение основ Каратэ кёкусинкай (Базовый кихон, Боевой кихон);

­

развитие общих физических качеств (ОФП);

­

развитие специальных физических качеств (СФП);

­

тренировочные сведения;
5

­

участие в соревнованиях и выполнение конкретных нормативов.
Критериями оценки эффективности обучения и тренировки служат

нормативные требования КЮ-тесты.
В процесс учебно-тренировочной работы систематически ведётся учёт
успеваемости путём:
­

текущей оценки усвоения изучаемого материала;

­

выполнение конкретных упражнений по физической технической
подготовке, для чего 3 раза в год организуются аттестационные сборы.
Показателем прогрессивного обучения Киокушинкай каратэ является

участие в соревнованиях различных уровней и квалификации.
Присвоение КЮ - квалификаций занимающемуся ребёнку является
одновременно стимулирующим и оценочным средством в обучении. КЮ квалификации объединены в программе в отдельный параграф, в котором
раскрыты: форм, методика и её требования к проведению.
Пришедший в секцию ребёнок должен обязательно принести справку от
врача,

подтверждающую,

что

у

данного

расстройств и сердечных заболеваний.

6

человек

нет

психических

Содержание курса
145 часов
Тема 1. Введение и техника безопасности – 1 час.
Теория – 1 час.
Основные требования к занимающимся в каратэ. Техника безопасности на
татами. Ритуал До-дзе. Дисциплина и её значение. Правила подвижных игр
для младшего школьного возраста. Уборка зала и раздевалок.
Тема 2. Изучение основ боевых искусств – 62 часа.
Теория – 4 часа.
Техника стоек.
Практика – 58 часов
Стойки нападения и обороны. Стойки и основные положения в Идо-техника
передвижения вперёд и назад, влево, право. Передвижение в парах на шагах
без сопротивления.
Тема 3. Общая физическая подготовка - 68 часов.
Практика – 68 часов.
Освоение строевых упражнений, построение в одну шеренгу и в одну
колонну, расчет на «первый, второй».
Освоение навыков ходьбы: ходьба с разным положением рук, разными
способами, с изменением направления и скорости. Подвижные игры с
применением бега, эстафеты. Освоение навыков прыжков: прыжки на одной
ноге, на двух, на месте с поворотом на 90 градусов, с продвижением вперёд и
назад; в длину с места; прыжки с разбега с приземлением на две ноги;
прыжки через плоские препятствия, через скакалку, через партнёра, стоящего
на корточках, многоразовые прыжки.
Освоение навыков акробатических упражнений: кувырки вперёд и назад,
кувырку вперёд через плечо, передние и задние мосты, упражнения «тачка»,
«лягушка», «катапульта», стойка на лопатках. Освоение навыков висов и
упоров: вис на перекладывание до 20 сек., раскачивание в висе на
перекладине, отжимание в упоре лёжа.
7

Освоение навыков в ловле и броске мяча: подвижные

игры с мячом,

эстафеты с ловлей и передачей мяча, метание малого мяча, с различными
заданиями.
Развитие скорости: бег с ускорением от 10 до 15м., соревнования по бегу на
расстояние 60м., эстафеты. Игры: «Третий лишний», «Успей поймать».
Развитие силы: отжимание в упоре лёжа, упражнения на развитие силы
мышц пресса, приседания, подъём

коленей к груди на перекладине,

перетягивание каната, спарринг по упрощённым правилам.
Развитие выносливости: прыжки на скакалке, бег. Подвижные игры на
развитие выносливости.
Развитие гибкости: упражнения на растяжку и гибкость, на увеличение
подвижности

суставов.

Наклоны,

прогибы,

вращения,

полушпагаты.

Комплекс упражнений на развитие гибкости в парах, махи руками и ногами.
Тема 4.Специальная физическая подготовка– 7 часов.
Практика – 7 часов.
Развитие специальной координации. Бег змейкой, забегание за партнёра.
Отжимание на скорость, за 10 сек. Комплекс упражнений на развитие
гибкости в парах, махи руками и ногами.
Тема 5.Теоретическая подготовка – 4 часа.
Теория - 4 часа.
Истоки борьбы каратэ. Основатель Мусутацу Ояма. Основные команды
подаваемые в каратэ. Правила обращения к учителю, друг к другу, к
старшим.
Тема 6.Участия в соревнованиях – 3 часа.
Практика – 3 часа.
Групповые эстафеты, соревнования. Тестовые упражнения.
Тематическое планирование.
№
Тема
урока
1
Инструктаж по техники безопасности
2
Правила этикета, поведение в зале
8

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Изучение прямого удара рукой (ой цуки)
Отработка прямого удара рукой в парах
Развитие силы, выполнение удара ой цуки по макиваре
Защита от удара цуки (сотауке)
Основные двигательные навыки
Развитие координационных способностей
Изучение удара с низу рукой ( шито цуки)
Отработка и закрепление удара шито цуки в парах
Выполнение удара шито цуки по макиваре
Защита от удара шито цуки (блок осаяуке)
Выполнение ударов цуки по макиваре, в связке, одиночные,
комбинации
Развитие выносливости
Весёлые старты с элементами каратэ
Изучение правил игры «Снайпер»
Внутриклубные соревнования по игре снайпер
Показ и отработка техники отжиманий
Закрепление отжиманий, исполнение отжиманий различных
вариантов
Изучение бокового удара рукой ( мавашицки)
Отработка маваши цуки в парах
Защита от удара маваши цуки ( блок учи уке)
Развитие силы ( маваши цуки по макиваре)
Выполнение комбинаций из изученных ударов руками по макиваре
Работа в парах над ударами рук
Развитие координации, выполнение связок из ударов руками по
воздуху
Изучение техники приседаний, основная польза
Развитие силы выполнение отжиманий и приседаний в различных
вариантах
Изучение удара ороши цуки
Выполнение удара ороши цуки в парах
Работа на защиту, блок джодануке от удара ороши цуки
Ороши цуки по макиваре
Составить различные комбинации из ударов руками на силу, по
макиваре
Развитие ловкости, прыжки на скакалке
Развитие ловкости, прыжки через сложенный пояс
Развитие силы, упражнение на развитие мышц пресса
Различные упражнения на укрепление мышц пресса
Общая физическая подготовка
Развитие гибкости
Упражнения на развитие гибкости в парах
9

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Прикладная техника
Работа в парах, освобождение от захватов
Изучение прямого удара ногой ( мая гири)
Выполнение мая гири в парах
Защита от удара мая гири ( блок деданбарай)
Развитие силы, мая гири по макиваре
Составление связок из ударов руками, включая удар мая гири
Подвижные игры, эстафеты
Прикладная техника
Разучивание ударных комбинаций из пройденных ударов
Отработка комбинаций по макиваре
Защита от комбинаций из ударов
Разучивание удара кин гири
Выполнение удара кин гири в прикладной технике
Развитие гибкости, растяжка поперечного шпагата
Отработка ударов руками, офп, растяжка
Отработка ударов ногами, офп, гибкость
Отработка ударов по макиваре, развитие гибкости
Развитие силы, упражнения отжимания разными способами
Работа в парах на развитие силы
Подготовка к соревнованиям по ката
Разучиваем ката (тайкиокусоноич)
Разучиваем ката
Отработка ката
Выполнение ката в парах (бункай)
Элементы ката в парах
Выполнение ката в макивару
Изучение удара хиза гири
Варианты применения удара хиза гири
Выполнение Хиза гири по макиваре
Защита от удара хиза гири
Работа в парах, отработка защиты
Изучение защиты движением
Способы пассивной защиты
Способы активной защиты
Совершенствование и закрепление защиты движением
Изучение удара маваши гири
Варианты ударов маваши гири
Защита от удара маваши гири
Выполнение маваши гири в парах
Нанесение удара маваши гири в макивару
Изучение ударных частей на ногах
Укрепление мышц пресса
10

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

Укрепление ударных частей на кулаках
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Работа над точностью ударов рук
Работа над точностью ударов рук
Работа над точностью ударов ног
Работа над точностью ударов ног
Подвижные игры
Весёлые старты с элементами каратэ
Растяжка ног, поперечный шпагат
Растяжка ног, продольный шпагат
Развитие гибкости
Развитие скорости
Скоростно- силовая подготовка
Скоростно- силовая подготовка
Развитие силы
Отработка силы в парах
Отработка силы в парах
Работа на макиварах на развитие силы
Борьба в партере
Борьба в партере
Борьба в стойке
Борьба в стойке
Отработка передней подножки
Отработка задней подножки
Акробатические упражнения
Акробатические упражнения
Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения
Акробатика в парах
Акробатика в парах
Изучение удара с разворотом уширо гири
Отработка уширо гири в парах
Выполнение уширо гири по макиваре
Защита от удара уширо гири
Прикладная техника
Прикладная техника
Кроссовая подготовка
Кроссовая подготовка
Выполнение техники, удар урокеншоменгамен учи
11

Шоменгамен учи в парах
Работа в макеваруурокен
Защита от ударов урокеншоменгамен учи
Изучение ударов урокенсая учи
Отработка удара сая учи в парах
Отработка удара сая учи в парах
Выполнение урокенсая учи в макивару
Защита от удара урокенсая учи
Развитие координации, прыжки на скакалке
Развитие координации, прыжки на скакалке
Работа с теннисным мячом
Работа с теннисным мячом в парах
Работа с медбольными мячами на развитие силы
Работа с медбольными мячами на развитие силы
Работа с медбольными мячами
Растяжка в парах
Подготовка к аттестации
Подготовка к аттестации
Подготовка к аттестации

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145

Требования к уровню подготовки выпускников первого года обучения
К концу 1 года обучения дети должны:
знать:
­ правила поведения в До-дзэ;
­ ритуалы, открытие приветственной церемонии. Окончание
приветственной церемонии;
­ гигиенические требования к занятиям, к себе, к кимоно;
­ требования техники безопасности при проведении занятий;
­ основные команды при проведении занятий
­ понятия: разминка, короткая дистанция, бег на скорость;
­ основные части тела, различия между болезненными и здоровым
состоянием;
­ положительные и отрицательные качества характера.
уметь:
­ делать кувырок вперёд, назад, на левый и правый бок;
­ передвигаться и стоять согласно канонам боевых искусств;
12

­ ходить по кругу, в колонне, на носках и пятках, на внешней и
внутренней стороне ступни, в полуприседе, бег в удобном темпе 3 – 5
мин., прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении;
­ лазать по гимнастической стенке и канату, прыжки через соперника,
стоящего на коленях, наклоны лёжа и стоя, группировки, перекаты в
группировку;
­ играть в игры боевых искусств;
­ соблюдать основные правила в До-дзэ.
Календарный учебный график

Учебные дни

Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Зимние каникулы
Продолжительность учебного года
Объем недельной учебной нагрузки
Объем годовой учебной нагрузки
Праздничные и выходные дни

Каратэ
01 сентября 2022 г.
31 мая 2023 г.
5,7,12,14,19,21,26,28
3,5,10,12,17,19,24,26,31
2,7,9,14,16,21,23,28,30
5,7,12,14,19,21,26,28
9,11,16,18,23,25,30
1,6,8,13,15,20,22,27
1,6,13,15,20,22,27,29
3,5,10,12,17,19,24,26
3,10,15,17,22,24,29
30.12 2022 г.08.01 2023 г.
36 недель
4 часа
145 часов
8 марта, 1,8 мая 2023 г.

13

8
9
9
8
7
8
8
8
7

Учебно-тематический план первого года обучения
Задачи спортивно-оздоровительного этапа:
­ разностороннее развитие физических способностей;
­ укрепление здоровья: закаливание организма, укрепление опорнодвигательного

аппарата,

совершенствование

сердечно-сосудистой

системы, совершенствование дыхательной системы;
­ формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

№

Наименование

п.п

темы

1.
2.
3.
4.

Общее
количество

теория

практика

1

1

-

62

4

58

68

-

68

7

-

7

часов

Введение
Изучение основ Каратэ кёкусинкай
(Базовый Кихон)
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка

В том числе

5.

Теоретическая подготовка

4

4

-

6.

Участия в соревнованиях

3

-

3

145

9

136

Итого

14

Список литературы
1. Анатомия и спортивная морфология (практика). Учебное пособие для
институтов физической культуры (под ред. Б.Л.Никитюк). Издательство:
«Физическая культура и спорт» 2000г.
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье, М.: «Физическая культура и
спорт» 2001г.
3. Бармовокий В.Е.. Смирнов Н.В.. Практическое каратэ. Защита, уход. СанктПетербург: ИЛИ «Нмпакс 2000г.
4. Вен Нум. Дим Мак. Искусство точечного удара. Кемерово2002г.
5. Волф Дитер Вихманн, Школы каратэ-до. Искусство ката. Издательство
«Советский спорт» 1993.
6. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. Учебное
пособия для институтов физической культуры. - М.: Тера- Спорт, 2003г.
7. Масутацу Ояма. Мастерство каратэ. Выпуск 1, 2. Петрозаводск 2001г.
8. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: «Физическая
культура и спорт» 2000г.
9. Основы управления подготовкой юных спортсменов (под ред. Набатниковой
М.Я.) 2003г.
10. Ю.Оранский И.В. Восточные единоборства Издательство «Советский спорт»
2000г.
11. Практикум
по спортивной психологии (под ред. И.П.Волкова). Спб.:
«Питер» 2002г.
12. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов (под ред.
И.П.Волкова). Спб.: «Питер» 2002г.
13. Степанов
С.В. Киокушинкай каратэ-до: Философия. Теория. Практика:
Учеб. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета 2003г.
14. Сухомлинский
В.А.
Методика
воспитания
коллектива.
М.:
«Просвещение»2002г.
14. Танюшкин
А,И, Школа Киокушинкай. Система подготовки в каратэ.
Москва: Федерация Киокушинкай СССР. Выпуск 1-12.2001г.
15. Цаен Н.В., Пахомов Ю.В. Психологические игры в спорте. М.:
«Физкультура и спорт» 2000г.
15. Чтригин Н.А. Саньда. Восточные единоборства. Рига, 2001г.
16 . Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсмена. М.:
«Физкультура и спорт» 2002г.
17 Юшкевич Т.П. Тренажёры в спорте. М»: «Физкультура и спорт» 2001г.
18 Якимов
A.M. Основы тренерского мастерства. Учебное пособие для
институтов физической культуры. - М,: Тера-Спорт, 2003г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».