Рабочая программа по учебному предмету Занимательная ботаника

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных
предметов
Утверждена приказом
директора
МАОУ СОШ № 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
от 30.08.2023 № 248-од

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занимательная ботаника»
для обучающихся 7 классов

г. Екатеринбург 2023

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Занимательная ботаника»
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых
результатов - это совокупность личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности,
ценностей
социального
творчества,
ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного
сотрудничества;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;

 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, проектные
работы.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;

 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
 использовать
компьютерные
технологии
для
решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:

выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для
них;
аргументировать, приводить доказательства различий растений;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
растений в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности растений к
среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям растения или их
изображения, выявлять отличительные признаки растений;
сравнивать растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов растений;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
растениям;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Раздел II. Содержание учебного предмета «Занимательная ботаника»
Разнообразие растений на Земле. Разнообразие растений на Земле.
Удивительные жизненные формы растений.
Удивительные особенности строения органов растений. Удивительные
видоизменения корней растений. Видоизменения листьев растений.
Особенности строения побега у растений в жарком климате. Удивительные
приспособления растений к распространению семян и плодов. Растения –
хищники.
Особенности минерального и воздушного питания растений. Значение
микро и макроэлементов в жизнедеятельности растений. Зависимость
воздушного питания растений от факторов окружающей среды.
Фототропизм. Вегетативное размножение растений неспециализированными
частями. Фитогормоны. Животные как биотический фактор роста и развития
растения.

Разнообразие и происхождение растений. Палеоботаника. Семь важнейших
центров происхождения растений. Н.И. Вавилов. Происхождение
культурных растений.
Комнатные растения. Комнатные растения, их значение в жизни человека.
Перечень видов комнатных растений. Удивительные виды комнатных
растений. Паспорт комнатного растения.
Размножение комнатных растений и уход за ними. Особенности ухода за
растениями. Размножение комнатных растений. Инвентарь. Использование
комнатных растений для озеленения территории и здания школы, жилых
помещений.
Перечень практических работ:
1. Практическая работа «Создание паспорта школьных комнатных
растений»;
2. Практическая работа «Черенкование узамбарской фиалки».
Раздел III. Тематическое планирование учебного предмета
«Занимательная ботаника»
№
I
II
III
IV
V
VI

Название темы, раздела
Разнообразие растений на Земле
Удивительные особенности строения органов
растений
Особенности минерального и воздушного питания
растений.
Разнообразие и происхождение растений.
Комнатные растения
Размножение комнатных растений и уход за ними.
Резерв
Всего:

Количество
часов
4
6
5
5
7
5
4
35

6 класс
№

Название темы, раздела

Разнообразие растений на Земле
Введение. Почему ботаника может быть
занимательной.
2-3 Разнообразие растений на Земле. Познавательные
фильмы о растениях разных природных зон.
4 Удивительные жизненные формы растений.
II Удивительные особенности строения органов
I
1

Количество
часов
4
1
2
1
6

5
6
7
8
9
10
III
11
12
13
14
15
IV
16
17
18
19
20
V
21
22
23
24
25
26
VI

растений.
Удивительные видоизменения корней растений.
Видоизменения листьев растений на примере
пузырчатки обыкновенной и росянки круглолистной.
Особенности строения побега у растений в жарком
климате.
Удивительные приспособления растений к
распространению семян и плодов.
Растения – хищники. Познавательные фильмы о
растениях.
Обобщающий урок по теме «Удивительные
особенности строения органов растений»
Особенности минерального и воздушного питания
растений.
Значение микро и макроэлементов в
жизнедеятельности растений.
Зависимость воздушного питания растений от
факторов окружающей среды.
Фототропизм.
Вегетативное размножение растений
неспециализированными частями.
Фитогормоны. Животные как биотический фактор
роста и развития растения.
Разнообразие и происхождение растений.
Что такое палеоботаника.
Семь важнейших центров происхождения растений.
Н.И. Вавилов.
Происхождение культурных растений (на примере
картофеля)
Познавательные фильмы о происхождении
культурных видов растений.
Обобщающий урок по теме «Разнообразие и
происхождение растений»
Комнатные растения
Комнатные растения, их значение в жизни человека.
Перечень видов комнатных растений.
Удивительные комнатные растения.
Справочники, книги о комнатных растениях,
энциклопедии декоративных растений.
Что такое паспорт комнатного растения. Правила
создания паспорта
Практическая работа № 1 «Создание паспорта
школьных комнатных растений»
Размножение комнатных растений и уход за ними.

1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
2
5

Особенности полива комнатных растений. «Банный
день» для растений.
28 Особенности размножения комнатных растений.
Необходимый инструментарий для черенкования
растений.
29 Практическая работа № 2 «Черенкование узамбарской
фиалки».
30- Создание проекта озеленения школьной территории.
31
Резерв – 4 часа
32 Повторение темы «Удивительные особенности
строения органов растений»
33 Повторение темы «Особенности минерального и
воздушного питания растений»
34 Повторение темы «Разнообразие и происхождение
растений».
35 Повторение темы «Комнатные растения»
27

1
1

1
2

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».