№151 чением отдельных ___ /О.В.Завязкина/ 1» августа 2022 г. о внутренней системе оценки качества образования в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - ВСОКО) в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Положение): • устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления; • регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; • закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям; • определяет состав мониторингов; • устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК; • учитывает федеральные требования к процедуре самообследования образовательной организации. 1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования, национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования. 1.3. Положение разработано в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; • ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286; • ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №287; • ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373; • ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 с изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 (далее - ФГОС СОО) • Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; • приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; • Уставом МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов локальными нормативными актами учреждения. 1.4. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.6. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии образовательной деятельности МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных отношений; оценка в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся; качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ); независимая оценка качества образования (НОКО) - регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором; основная образовательная программа (ООП) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования; мониторинг - протяженное во времени системное наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга; мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; критерий - признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия ГИА - государственная итоговая аттестация; ЕГЭ - единый государственный экзамен; огэ - основной государственный экзамен; КИМ - контрольно-измерительные материалы ФПУ - федеральный перечень учебников; ИКТ - информационно-коммуникационные технологии; УУД - универсальные учебные действия; ВПР - всероссийские проверочные работы; PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, а также общероссийское исследование качества образования по модели PISA; НИКО - национальное исследование качества образования. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО 2.1. Цели ВСОКО: □ формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в образовательной организации; □ получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в образовательной организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; □ принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; □ прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачи ВСОКО: □ формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению; □ формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; □ формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; □ осуществление самообследования состояния развития и эффективности деятельности образовательной организации; □ определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; □ определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг; □ обеспечение доступности качественного образования; □ оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; □ определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; □ выявление факторов, влияющих на качество образования; □ содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; □ определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; □ расширение общественного участия в управлении образованием в образовательной организации. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: □ объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; □ реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; □ открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО 3.1. МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов включает: • локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические документы; • должностных лиц, субъектов оценки; • направления оценки; • критерии и показатели по каждому направлению; • оценочные процедуры, формы и методы оценки; • информационно-аналитические продукты; • компьютерные программы и сервисы. 3.2. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки проведения процедур ВСОКО устанавливаются приказом руководителя образовательного учреждения. 3.3. В рамках ВСОКО в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов оцениваются направления: • качество образовательных результатов обучающихся; • качество реализации образовательной деятельности; • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность и треки в соответствии с региональной системой оценки качества образования: • Система оценки качества подготовки обучающихся • Система работы с обучающимися с низкими результатами обучения и/или обучающимися, находящимися в неблагоприятных социальных условиях • Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи • Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся • Система обеспечения профессионального развития педагогических работников • Система организации воспитания и социализации 3.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который составляется ежегодно. 3.5. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном отчете о самообследовании МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов. 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4.1. В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС, выступают: • предметные результаты обучения; • метапредметные результаты обучения; • личностные результаты; • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 4.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ включает: • текущий контроль; • текущий диагностический контроль; • промежуточную аттестацию; • анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; • итоговую аттестацию по предметам, не выносимым на ГИА; • анализ результатов ГИА. 4.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся регулируются положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 4.4. Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся, осваивающих учебный материал на базовом, повышенном уровнях. 4.5. Оценочные средства с уровневым подходом разрабатываются школьными методическими объединениями. Обновление оценочных средств осуществляется по мере необходимости. 4.6. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по уровням общего образования. 4.7. Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся. Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов. Формы мониторинга и сроки его проведения устанавливаются приказом директора. 4.8. Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. 5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Оценке подлежат ООП, реализуемые в МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов. Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе - на предмет актуальности ООП. Критерии оценки: • соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям ФГОС; • соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям к оценочным модулям рабочих программ; • соответствие формируемой части учебного плана запросам участников образовательных отношений. 5.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: • соответствие тематики программы запросу потребителей; • соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования. 5.3. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. Критерии оценки: • степень удовлетворенности качеством преподавания предметов; • степень удовлетворенности внеурочной деятельностью; • степень удовлетворенности услугами дополнительного образования. 6. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6.1. Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям. 6.2. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, проводится в течение учебного года согласно плану функционирования ВСОКО. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность, предусматривает проведение контроля состояния условий на основе критериев, указанных в приложении 1. 6.3. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) условиями, обеспечивающими образовательную деятельность, проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива и взаимодействия семьи и МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов. 7. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО 7.1. Цель мониторинга - путем сбора, обобщения и анализа информации определить состояние объекта наблюдения, определить его направления развития в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования и принять объективные управленческие решения по результатам наблюдения, направленные на повышение качества объекта. 7.2. Формы, направления, процедуры проведения и технологии мониторинга определяются приказом директора школы. 7.3. В рамках ВСОКО МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов проводятся мониторинги: • предметных результатов обучающихся; • метапредметных результатов обучающихся; • личностных результатов обучающихся; • качества преподавания учебных предметов. 7.4. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках программы развития МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень текущих и новых мониторингов фиксируется приказом директора. 7.5. Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год. Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы отчетности по каждому мониторингу определяются плане функционирования ВСОКО. 8. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 8.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования предусматривает: • внутриорганизационные опросы и анкетирование; • учет показателей НОКО. 8.2. Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся: • на этапе разработки ООП - с целью определения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений; • ежегодно в конце учебного года - с целью выявления динамики спроса на те или иные программы; • по графику процедур оператора НОКО. 8.3. Администрация школы обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей (законных представителей) в опросах НОКО. 9. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО 9.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных мероприятий, аналитические записки в случае внепланового контроля по одному из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. С учетом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) Протокол Совета родителей № 3 от «13» мая 2022 г. Протокол Совета обучающихся № 8 от «16 » мая 2022 г. Приложение 1 к положению о внутренней системе оценки качества образования Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность Контроль состояния условий Группа условий Критерии оценки Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Кадровые условия Единица измерения Показатель на старте Планируем ый показатель Чел./% — — Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Чел./% — — Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: - первая; - высшая Чел./% Численность/удельн ый вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: - до 5 лет; - свыше 30 лет Чел./% Факт выполнени я Численность/удельн ый вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельн ый вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю/направлен ию профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно- Чел./% Чел./% Чел./% хозяйственных работников Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: - тренинги, обучающие семинары, стажировки; - вне программ повышения квалификации Чел./% Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научно педагогических работников партнерских организаций Чел./% - - Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Чел./% - - Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Чел./% - - Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или Чел./% федеральном уровнях Численность/удельн ый вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте школы Количество педагоговпсихологов в штатном расписании Чел. - - Чел. - - Количество социальных педагогов Чел. - - Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников Чел./% - - Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом, в программе воспитания Ед./% — — Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом, в программе формирования и развития УУД Ед./% — — Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога, в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Ед./% - - Ед. - - Количество педагоговпсихологов по совместительству Психолого педагогические уело ВИЯ Чел./% Количество дополнительных образовательных - программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога Материальнотехнические условия Наличие оборудованного помещения, приспособленного Для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями Имеется/не имеется - - Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон Имеется/не имеется - - Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Ед. — — Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральны ми или региональными требованиями) Ед./% Наличие читального зала библиотеки, в том числе: - с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; - с медиатекой; - оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; - с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; - с возможностью размножения печатных бумажных материалов Да/нет — — Численность/удельн ый вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Учебно методическое и информационное обеспечение Чел./% Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Кв. м — — Количество экземпляров учебной и учебно методической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед./% - - Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. — — Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. — — Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню Соответствует/ не соответствует — — Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета Да/нет — — Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Ед. — — Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности Ед. - - Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся Ед. - - Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Соответствует/ не соответствует — —